Выставка скульптурных и живописных работ 1920–1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к главному спортивному событию лета — чемпионату мира по футболу 2018. Живописные и скульптурные работы, включенные в состав выставки, располагаются в залах постоянной экспозиции, часть экспонатов также представлена в холлах музея.
Проект опирается на обширную коллекцию произведений на спортивную тему и знакомит посетителей с уникальными, редко экспонируемыми скульптурами, отличающимися необычными пластическими решениями, такими как «Прыжок с шестом» (1952) И.М. Чайкова, «Пловчиха» (1973) А.Г. Пологовой, «Гонка по песчаной дорожке» (1983) Я. Соанса, «Футбол» (1983) О.Б. Косткевича. В экспозицию также включены произведения, которые давно считаются скульптурной и живописной классикой: «Девушка с веслом» (1934–1935) И.Д. Шадра, «Физкультурница» (1947) М.Г. Манизера, «Хоккеисты» (1971) И.М. Чайкова, «Вратарь» (1934) А.А. Дейнеки, «Пушбол» (1931) П.В. Кузнецова, «Девушка с ядром» (1933) А.Н. Самохвалова.
Выставка позволяет оценить значимость темы спорта в общей картине художественной жизни. Еще в конце XIX – начале ХХ столетия спорт был занятием исключительно аристократов и состоятельных людей. В ХХ веке ситуация изменилась — в советской России первых послереволюционных десятилетий развивался спорт высоких достижений, а физкультура стала популярной и массовой формой проведения досуга. Тема спорта стала одной из значимых и в изобразительном искусстве.
В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в своих работах дух современности. Занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества. В изобразительном искусстве появился новый типаж — молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Произведения «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело.