Статья поступила 07.09.2022.
Военно-политический кризис между КНР и КР (Тайвань), предпосылкой которому стал визит Н. Пелоси, спикера Палаты представителей Конгресса США, на Тайвань в августе 2022 г., активизировал механизмы коллективного сознания в обеих частях китайского национального сообщества: континентальном (КНР) и островном (Тайвань). Указанные механизмы взаимодействуют с тремя базовыми национальными мифами, популярными в Большом Китае. Два из них, возникших на территории континентального Китая в разное время, используются в политическом дискурсе КНР и КР (Тайваня), третий, сконструированный в ходе построения национальной идентичности на Тайване, актуален для островной части Китая и находится в состоянии эволюции. Истоки их возникновения и периодизация были описаны нами ранее [4]. В настоящей статье наименование базовых национальных мифов Китая приводится в предложенной тайваньской исследовательницей Чэнь Цзя-Вэй формулировке:
1. «Китай — великое государство и семья самобытных народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью» (далее — миф 1).
2. «Китай и Тайвань — единая гражданская нация, имеющая общих предков в лице основоположников китайского мира» (далее — миф 2).
3. «Тайвань — отдельная страна со своей историей и отдельной нацией, которая имеет право на собственное государство» (далее — миф 3) [20].
Вопросами мифологии и неомифологии в разное время занимались Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, Р. Барт, Д. Ниммо, Дж. Комбс, Ю.М. Лотман, Б.Н. Пойзнер, Э.А. Соснин, М.И. Ибрагимов, Юань Кэ и некоторые другие [1; 3; 8–10; 14; 21–23]. Философский аспект символических форм культуры изучен в фундаментальных трудах Э. Кассирера [5]. Феномен «репрезентативной культуры» национального сообщества описан в одноименной работе Ф. Тенбрука [19].
Гипотеза исследования заключается в том, что социокультурные мифы Китая, функционирующие в рамках базовых национальных мифов, способны актуализировать ценности и смыслы, заложенные в концептах этих нарративов, тогда, когда национальная группа переживает внутриполитический, внешнеполитический или экзистенциальный кризис.