По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Функционирование передвижных медицинских комплексов в условиях сельской местности

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены задачи и цели Национального проекта здравоохранения до 2024 года, в их число было включено повышение доступности медпомощи для сельского населения. Несмотря на существенный прогресс информатизации в сфере здравоохранения, все еще можно наблюдать своеобразное «цифровое неравенство». На уровне амбулаторий в селах, а также фельдшерско-акушерских пунктов, особенно из числа тех, что локализованы в малых сельских поселениях, автоматизация и информатизация оставляют желать лучшего. В статье приведены анализ и оценка деятельности передвижных мобильных комплексов, включая передвижные мобильные комплексы ФАП в пяти субъектах Российской Федерации и на пилотных территориях. В рамках расчетов и исследования применялись такие методы, как статистический, социологический, непосредственного наблюдения. Были проанализированы отчетные данные Министерства здравоохранения РФ (формы № 30, 47), результаты выкопировки сведений из первичных медицинских документов на пилотной территории Республики Башкортостан. Мобильные передвижные медицинские комплексы, которые выполняют функциональную нагрузку ФАП, являются очень значимой и востребованной формой оказания медицинской помощи сельским жителям, но они развиваются довольно медленно. В 2017 году в Российской Федерации имелось 33 414 ФАП и ФП, в их число входило 98 передвижных мобильных комплексов, которые реализовывали функциональное предназначение ФАП и ФП. Необходимость в передвижных медицинских комплексах, в том числе в ПМК ФАП, для разных субъектов Российской Федерации нельзя считать однозначной, она определяется плотностью населения, состоянием дорожного полотна, при этом учету подлежат особенности инфраструктуры населенных пунктов, обеспеченности и укомплектованности медицинскими кадрами, медико-географические особенности и климат территории, организационные формы работы.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.

2. Билалов Р. Р., Нурытдинов А. В. Мобильный диагностический комплекс как технология обеспечения медицинской профилактики // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. — 2017. — № 4. — С. 439.

3. Гуранжа А. П. Проблемы и вопросы конституционного административного права. К вопросу совершенствования правового регулирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации // Вестник ЮрГУ. — Серия «Право». — 2016. — № 16 (1). — С. 97–102.

4. Владимирский А. В., Шадеркин И. А. Телемедицина в системе ОМС: перспектива или реальность // Здравоохранение. — 2015. — № 11. — С. 64–73.

5. Зарубина Т. В. Единая государственная информационная система здравоохранения вчера, сегодня, завтра // Сибирский вестник медицинской информатики и информатизации здравоохранения. — 2016. — № 1. — С. 6–11.

6. Леванов В. М., Орлов О. И., Камаев И. А., Переведенцев О. В. От телемедицины к электронному здравоохранению / Под ред. А. И. Григорьева. — М., 2012. — 400 с.

7. Исаев А. Н. Оптимизация медицинских учреждений. Общественный контроль // Российская газета. — 8 апр. — 2015. — № 6644 (73). — URL: Available at: https:// rg.ru/2015/04/08/isaev.html.

8. Таратухин Е. О. Пациент — центрированная медицина. Новая реальность // Российский кардиологический журнал. — 2016. — № 9 (137). — С. 79–83.

Сельское население (по данным на 2017 год) составляет 25,7 % населения, государства, или 37,8 миллиона человек. В третьей части субъектов Российской Федерации сельские жители составляют более 33 % от всего населения. За последние 18 лет (2000–2017 годы) российское село утратило 1682 тысячи людских ресурсов.

За интервал времени между всероссийскими переписями населения (1989– 2010 годы) сельские территории понесли значительные потери — исчезло 9,2 тысячи населенных пунктов. Процент сельских населенных пунктов без населения возрос с 6 до 13. Процент сельских населенных пунктов с населением до 100 человек увеличился с 18 до 24.

В рамках статьи применены такие методы, как социологический, статистический, непосредственного наблюдения. В процессе исследования были проанализированы отчетные данные Минздрава России (формы № 30, 17, 47), результаты выкопировки информации из первичных медицинских документов на пилотной территории Республики Башкортостан.

Указом Президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены задачи и цели национального проекта «Здравоохранение» до 2024 года. В их число вошли демографическая и кадровая политика, приоритет развития первичной медико-санитарной помощи, увеличение доступности медпомощи для сельского населения, реализация профилактических осмотров (не менее одного раза в год на человека), введение новых информационных и цифровых технологий.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медпомощи обеспечивается организацией оказания медпомощи по принципу приближенности к месту жительства, работы или обучения. Доступность первичной медико-санитарной помощи для населения села определяется рядом факторов. Основополагающими являются особенность расселения сельского населения, отдаленные малочисленные населенные пункты и поселения.

Для Цитирования:
Наталья Вадимовна Рылова, Функционирование передвижных медицинских комплексов в условиях сельской местности. Экономист лечебного учреждения. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: