Система смазки является одной из ресурсоопределяющих систем двигателя внутреннего сгорания. При своевременной замене масла и фильтрующих элементов ее функционирование не вызывает проблем вплоть до капитального ремонта двигателя. Однако такой идеальный вариант встречается в жизни далеко не всегда. Даже кратковременный сбой в подаче масла может привести к катастрофическим для двигателя последствиям — выходу из строя коленчатого вала дизеля, шатунов и других элементов. Это повлечет за собой остановку двигателя и последующий его дорогостоящий ремонт: разборку двигателя, замену коленчатого вала, шатунов, подшипников, сборку двигателя и его обкатку.
Показателями технического состояния системы смазки, которые можно контролировать в процессе эксплуатации, являются давление масла в магистрали и его температура. Давление масла — результат двух параметров: объема потока масла из насоса и сопротивления его течению по всему двигателю. Меньшие зазоры на пути потока масла обеспечивают более высокое давление в системе. Большие зазоры — меньшее сопротивление, что приводит к снижению давления в системе. Вот почему изношенные подшипники — результат низкого давления масла. Давление масла определяется по контрольному манометру, установленному на приборной панели. Такой манометр имеется не на всех двигателях, зачастую дело ограничивается аварийным датчиком давления масла. При загорании лампы аварийного давления масла необходимо исключить недостаток масла или неисправность датчика давления. Сначала следует проверить уровень масла в двигателе и при недостатке долить его до нормы. Затем вместо датчика или манометра двигателя вкручивают поверенный контрольный манометр. Если давление по контрольному манометру в норме, то следует заменить датчик или манометр двигателя. Если же давление ниже нормы, то предстоит долгий путь определения неисправности системы смазки.
Началом пути масла в двигателе является заборный патрубок насоса. Патрубок снабжен чашкой с сеткой, отсекающей крупные частицы загрязнений. Если масло сильно загрязнено, то заборный патрубок может быть забит (рис. 1), перекрывая путь маслу.