При использовании современных высокотехнологичных промышленных технологий ведения молочного скотоводства, наблюдается изменение функционального напряжения организма животного, его тканей и органов [1, 3]. В некоторых случаях отмечается функционирование, приводящее к появлению новых репродуктивных патологий [4].
Сегодня в научных работах [5] процесс развития воспалительных процессов в матке у первотелок и лактирующих коров в контексте нарушений метаболизма рассматривают как аспект послеродовой дестабилизации гомеостаза у животных. По материалам, опубликованным S. Surinder et al. [12] и А. V. Filatova et al. [15], после родов требуется временной период для инволюционных процессов в половых органах коров и контроль энергетического баланса, прежде чем лактирующие животные восстановят плодовитость, сохраняя при этом высокие удои. Резюмируя отмеченные изменения в организме первотелок и лактирующих коров в послеродовый период, В. С. Авдеенко и др. [2] считают, что развитие синдрома «оксидантный стресс» – основ ной механизм нарушения течения процесса инволюции в половых органах самок, обусловливающий патологический гнойно-некротический воспалительный процесс в эндометрии и миометрии.
Молочный скот после родов, по данным исследований Н. А. Слесаренко и др. [6] и C. C. Karstrup et al. [8], испытывает метаболический стресс, сопровождающийся снижением концентрации питательных веществ и изменением уровня метаболических гормонов, в том числе снижением содержания глюкозы, глютамина и инсулиноподобного фактора роста.
Данные, опубликованные I. M. Sheldon et al. [11] и А. V. Filatova et al. [14], свидетельствуют о том, что отрицательный энергетический баланс может усилить течение воспалительной реакции и клиренс бактерий из эндометрия. Ярким примером является то, что животные используют >1 кг глюкозы в первые 12 ч после отела. Кроме того, K. Wagener et al. [13] считают, что истощение ключевых питательных веществ, глюкозы или глутамина, уменьшает воспалительные реакции тканей эндометрия in vitro. Если метаболический стресс ставит под угрозу способность животных адекватно реагировать на патогенные микроорганизмы, это может привести к персистенции бактерий и микроскопических грибов.