Повреждения в электродвигателях составляют до 30 % от общего количества повреждений электрооборудования высокого напряжения. Кроме того, существует ряд потребителей электроэнергии, у которых двигательная нагрузка является основной – например, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, предприятия водоканала и другие. При питании нескольких двигателей от единого источника возникает проблема обеспечения их устойчивой работы. Короткое замыкание, возникающее в одном из двигателей, не только приводит к его повреждению и дорогостоящему ремонту, но и особенно негативно воздействует на другие электродвигатели.
Однофазное замыкание на землю в одном из двигателей может стать причиной перенапряжений на всех двигателях секции. Многофазное замыкание способно привести к выходу из синхронизма синхронных двигателей, групповому самозапуску двигателей секции, который, будучи неуспешным, может привести к значительному перегреву двигателей. Эти факторы увеличивают вероятность возникновения новых повреждений.
Правилами устройства электроустановок (пункты 5.3.43-5.3.54) предусматриваются следующие функции защиты электродвигателей напряжением выше 1 кВ:
1) Защита от однофазных замыканий.
2) Защита от замыканий на землю.
3) Защита от перегрузки.
4) Для синхронных двигателей должна быть предусмотрена защита от асинхронного режима.
Подавляющее большинство аварий электродвигателя связано с разрушением изоляции. В процессе эксплуатации изоляция подвергается тепловым, механическим, химическим воздействиям, а также воздействиям влаги, загрязнения, электрического поля (перенапряжения).
Наибольшую опасность представляет тепловое воздействие, поскольку оно не только непосредственно ухудшает состояние изоляции, но и уменьшает ее стойкость к другим неблагоприятным факторам: потеря эластичности уменьшает стойкость к вибрации; образование трещин приводит к проникновению влаги и агрессивных компонент окружающей среды; усадка при нагреве является причиной ослабления креплений и способствует возникновению повреждений механического характера.