* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2801735, https://rscf.ru/project/23-28-01735/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
Статья поступила 15.06.2024.
«...нет во Вселенной более гнусной твари, чем человек».
(А.А. Зиновьев «Живи»)
Александр Зиновьев вошел в историю как философ, который еще во времена советской «философской» догматической ортодоксии сумел найти неординарный ракурс в изучении и интерпретации марксизма. Его обращение к «Капиталу» К. Маркса как труду, в котором содержится принципиально новая методология социально-экономического анализа, обозначило важный поворот в марксистской философии в середине 1950-х гг. в СССР. Исследованный А. Зиновьевым гегелевский принцип восхождения от абстрактного к конкретному в его интерпретации К. Марксом открыл новые возможности для развития советской философии в период, когда канонический сталинский текст «О диалектическом и историческом материализме» (1938) перестал восприниматься как альфа и омега философии как таковой.
Сосредоточив свое внимание на интерпретации понятий «абстрактное» и «конкретное», А. Зиновьев в своей диссертации предложил интерпретировать марксизм как прежде всего особую методологию социального анализа. В этом отношении он оказался вполне релевантен процессу возникновения французской структуралистской школы «прочтения» К. Маркса (Л. Альтюссер). А в самой советской философии зиновьевский «поворот» в марксизме открыл перспективы для изучения форм и содержания мышления (М. Мамардашвили), а также для поиска универсальной методологии познания, переходящей в практическое действие (Московский методологический кружок Г. Щедровицкого).
Для самого А. Зиновьева методологический «поворот» во взгляде на марксизм обозначил возможность ухода от философии как идеологии в сферу логики, которая воспринималась как самая безвредная и безопасная из философских дисциплин и преподавалась на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова как логика формальная. Но приход А. Зиновьева и в эту сферу оказался в каком-то смысле революционным. Заниматься формальной (аристотелевской) логикой ему было неинтересно — он поставил себе задачу создать логику не формальную, а, так сказать, содержательную. То есть такую логику, которая становилась бы методологией универсального познания любых форм бытия — прежде всего, конечно, бытия человеческого. Он называл это логикой комплексной или логикой многозначной, и в конечном счете она должна была привести А. Зиновьева к созданию «логической социологии».