По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2407-02

Фундаментальная антропология Александра Зиновьева: о генезисе Homo Soveticus’а* (культурологический контекст)

Поляков Леонид Владимирович АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: leopolen@yandex.ru

В статье предпринята попытка реконструировать фундаментальную антропологию Александра Зиновьева, которая не была им самим разработана как отдельная теория. При этом очевидно, что его учение о человеке входит органической частью в социологическую концепцию и в значительной степени интегрировано в исследование коммунизма как реальности. Ключевым для адекватного понимания зиновьевской антропологической доктрины является понятие «коммунальность». Оно описывает такую структуру внутри социума, которая моделирует базовые качества человека в коммунистическом обществе. А. Зиновьев изобретает особый термин для обозначения Человека Советского — «гомосос». Эта разновидность человека есть набор взаимоисключающих свойств, противоречий, парадоксов, казалось бы, исключающих их совмещение в одном индивиде. Это Дьявол, прикидывающийся Богом, или же Бог, прикидывающийся Дьяволом. И тем не менее гомосос существует, и не только в воображении А. Зиновьева.

Литература:

1. Зиновьев А. Зияющие высоты. Книга первая. — М.: ПИК, 1990.

2. Зиновьев А. Зияющие высоты. Книга вторая. — М.: ПИК, 1990.

3. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. — М.: Центрполиграф, 1994.

4. Зиновьев А. Гомо советикус. Мой дом — моя чужбина. — М.: Приложение к журналу «Лепта», 1991.

5. Зиновьев А. Фактор понимания. — М.: Алгоритм, 2006.

6. Лепехин В., Солодухин Ю. Логика и методология Александра Зиновьева. — М.: КАНОН-ПЛЮС, 2022.

7. Фокин П. Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый. — М.: Молодая гвардия, 2023.

1. Zinoviev A. Yawning heights. Book one. — M.: PIK, 1990.

2. Zinoviev A. Yawning heights. Book two. — M.: PIK, 1990.

3. Zinoviev A. Communism as a reality. The crisis of communism. — M.: Tsentrpoligraf, 1994.

4. Zinoviev A. Homo Soveticus. My home is my foreign land. — M.: Supplement to the magazine “Lepta”, 1991.

5. Zinoviev A. Understanding factor. — M.: Algorithm, 2006.

6. Lepekhin V., Solodukhin Yu. Logic and methodology of Alexander Zinoviev. — M.: KANON-PLUS, 2022.

7. Fokin P. Alexander Zinoviev. Prometheus rejected. — M.: Young Guard, 2023.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2801735, https://rscf.ru/project/23-28-01735/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 15.06.2024.

«...нет во Вселенной более гнусной твари, чем человек».

(А.А. Зиновьев «Живи»)

Александр Зиновьев вошел в историю как философ, который еще во времена советской «философской» догматической ортодоксии сумел найти неординарный ракурс в изучении и интерпретации марксизма. Его обращение к «Капиталу» К. Маркса как труду, в котором содержится принципиально новая методология социально-экономического анализа, обозначило важный поворот в марксистской философии в середине 1950-х гг. в СССР. Исследованный А. Зиновьевым гегелевский принцип восхождения от абстрактного к конкретному в его интерпретации К. Марксом открыл новые возможности для развития советской философии в период, когда канонический сталинский текст «О диалектическом и историческом материализме» (1938) перестал восприниматься как альфа и омега философии как таковой.

Сосредоточив свое внимание на интерпретации понятий «абстрактное» и «конкретное», А. Зиновьев в своей диссертации предложил интерпретировать марксизм как прежде всего особую методологию социального анализа. В этом отношении он оказался вполне релевантен процессу возникновения французской структуралистской школы «прочтения» К. Маркса (Л. Альтюссер). А в самой советской философии зиновьевский «поворот» в марксизме открыл перспективы для изучения форм и содержания мышления (М. Мамардашвили), а также для поиска универсальной методологии познания, переходящей в практическое действие (Московский методологический кружок Г. Щедровицкого).

Для самого А. Зиновьева методологический «поворот» во взгляде на марксизм обозначил возможность ухода от философии как идеологии в сферу логики, которая воспринималась как самая безвредная и безопасная из философских дисциплин и преподавалась на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова как логика формальная. Но приход А. Зиновьева и в эту сферу оказался в каком-то смысле революционным. Заниматься формальной (аристотелевской) логикой ему было неинтересно — он поставил себе задачу создать логику не формальную, а, так сказать, содержательную. То есть такую логику, которая становилась бы методологией универсального познания любых форм бытия — прежде всего, конечно, бытия человеческого. Он называл это логикой комплексной или логикой многозначной, и в конечном счете она должна была привести А. Зиновьева к созданию «логической социологии».

Для Цитирования:
Поляков Леонид Владимирович, Фундаментальная антропология Александра Зиновьева: о генезисе Homo Soveticus’а* (культурологический контекст). Вопросы культурологии. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: