Ашихмина Ю. А.:
Сегодня будет доведена информация о практике применения таможенными органами положений законодательства в условиях либерализации административной ответственности. Данный вопрос имеет особую актуальность. На протяжении последних лет проведена значительная работа, позволившая на законодательном уровне закрепить положения, которые существенно смягчили административную ответственность. Несмотря на принятые законодателем значительные меры по смягчению ответственности и их активное применение таможенными органами, Федеральная таможенная служба отмечает значительный рост совершаемых нарушений: так, в 2023 г. таможенными органами возбуждено более 137,5 тыс. дел об административных правонарушениях, что на 7 % больше, чем за аналогичный период 2022 г., когда было возбуждено около 129 тыс. дел об АП. Как и прежде, в структуре дел об АП, возбужденных по фактам нарушения таможенных правил, преобладают контрабандообразующие составы, такие как: статьи 16.1 (нарушения, связанные с несоблюдением порядка прибытия, убытия, представление недостоверных сведений о весе, количестве, месте товаров на данных этапах и при помещении товаров под таможенный транзит); 16.2 (недекларирование и недостоверное декларирование товаров); 16.3 несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров); 16.4 (нарушения, связанные с недекларированием наличной валюты) Кодекса РФ об административных правонарушениях. По данным фактам незаконного перемещения было возбуждено около 58,5 тыс. дел об АП, что на 17 % выше показателей 2022 г. При этом доля дел об АП, возбужденных по статье 16.2 (недостоверное декларирование и недекларирование), составляет ежегодно 43–44 %, или примерно 25 тыс. дел об АП.
Коротко остановимся на тех изменениях, которые были внесены в КоАП РФ и позволили смягчать наказания за административные правонарушения, а в ряде случаев и освобождать от них. Также приведем некоторые результаты правоприменения. В 2022 г. были приняты федеральные законы от 26.03.2022 № 70-ФЗ и от 14.07.2022 № 290-ФЗ, которые смягчили административную ответственность за совершение административных правонарушений, выявленных в ходе государственного контроля (надзора): в частности, введены правила замены административных штрафов предупреждениями, предусмотрена уплата штрафа в размере половины назначенной суммы, возможность снижения размера назначаемых штрафов. Изменение законодательства в сторону смягчения административной ответственности существенно повлияло на правоприменительную практику. Федеральной таможенной службой был своевременно разработан комплекс мер по единообразному применению положений данных законов. Непосредственно что было внесено: статья 2.1 КоАП РФ была дополнена частью 4, которой установлены особенности привлечения юридического и виновного физического лица к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения. Нормой предусмотрено, что юридическое лицо не привлекается к ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий: если за совершение административного правонарушения привлечено должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, и если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность. Поэтому юридическое лицо может быть привлечено к ответственности наряду с указанными лицами, если в его деяниях установлена вина. Данная правовая конструкция не позволяет освобождать от ответственности виновное юридическое лицо. Эта позиция таможенных органов полностью поддержана в 2023 г. Верховным Судом РФ при обжаловании решений нижестоящих судов об отмене постановления таможенного органа о привлечении юридического лица к ответственности (определение Верховного Суда РФ от 29.09.2023 № 306-ЭС23-10062 по делу № А55-14038/2022. — Прим. ред.). Верховным Судом РФ отменены постановления судов, а решение таможенного органа признано законным и обоснованным. Впоследствии Верховный Суд РФ применял данный подход при рассмотрении аналогичных ситуаций по решениям других государственных органов. Следующее изменение, которое было внесено в законодательство, — возможность замены административного штрафа предупреждением. Ранее, исходя из части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, штраф подлежал замене на предупреждение некоммерческой организации, субъектам малого и среднего предпринимательства, также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение и при отсутствии причинения вреда или возникшей угрозы его причинения, а также имущественного ущерба, если назначение предупреждения не предусматривалось санкцией данной статьи. С 25 июля 2022 г. правила обязательной замены штрафа предупреждением распространены на всех субъектов ответственности. Федеральная таможенная служба придерживается позиции, согласно которой данная норма не распространяется на правонарушения, совершение которых влечет причинение вреда экономической безопасности государства или создает прямую угрозу его причинения, в том числе в условиях санкций, введенных недружественными иностранными государствами. В качестве примера таких административных правонарушений можно привести незаконные валютные операции, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, несоблюдение запретов и ограничений и ряд иных составов.