Только два наших уважаемых ведомства дают более 90 % всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как мы вместе с вами будем работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом. Еще в 2015 г. Президентом Российской Федерации были поставлены задачи по интеграции основных администраторов — налоговой службы и таможни и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. Службы были переданы в ведение Министерства финансов, и мы начали проводить совместную, скоординированную работу в этом направлении. В первую очередь усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.
Хочу отметить, что задачи, поставленные президентом по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы, выполнены. Мы это видим по растущим показателям эффективности налогового и таможенного администрирования, а также по росту поступлений платежей во все уровни бюджетной системы. Например, если до интеграции 2015 г. поступления самого крупного налога — НДС — росли на 10 %, то в 2017–2018 гг. эти поступления увеличились в полтора раза, а темпы роста — до 15 % в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики. О чем это говорит? О том, что совместная работа приводит к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством. <…>
Подробнее остановлюсь на задачах и приоритетах нашей совместной работы.
Первое: нам удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Это очень важно, потому что совместная база данных позволяет и налоговым органам, и Федеральной таможенной службе с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков, к которым нужно выходить на проверки, у кого нужно запросить дополнительную информацию. И такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже осуществлять проверки, экономить ресурсы, а с другой стороны — более точечно выявлять нарушителей и повышать, соответственно, эффективность нашей с вами работы. Эффективность контрольных мероприятий существенно повысилась. Только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов эффективность таких проверок выросла по сравнению с 2015 г. более чем в два раза.