Официально эти детали кольцевой формы называются «накладки фрикционные». Под таким именем они проходят во всех заявках, технических заданиях, чертежах и каталогах. А на бытовом уровне их называют по-разному — например, «накладки сцепления» или просто «накладки». А то и совсем по старинке: «феродо».
Этимология этого названия не секрет. Оно родилось в начале 30х гг. ХХ в., когда для отечественной автомобильной промышленности закупались зарубежные технологии. Для выпуска накладок сцепления тогда приобрели оснастку немецкой фирмы Ferodo. Уже давно компания Ferodo вошла в состав крупнейшего американского концерн Federal Mogul со штаб-квартирой в Детройте. Но в нашем лексиконе до сих пор встречается выражение: «приклепал феродо».
Когда-то накладки изготавливались из асбесто-каучуковых смесей методом формования. Они назывались картонно-бакелитовыми. Некоторую часть этих деталей получали прессованием из асбестового картона или тканой ленты. Такие накладки именовались ткано-бакелитовыми. Пока двигатели были низкооборотными, а автомобили — сравнительно тихоходными, эти накладки всех устраивали. Но с появлением высокооборотных и мощных двигателей выяснилось, что формованные накладки не выдерживают возросших инерционных нагрузок, грозя пойти вразнос. И тогда наши заводы фрикционных изделий закупили в Германии технологию изготовления накладок сцепления из пропитанной асбестовой нити, армированной латунной или медной проволокой.
Получали их так. На специальном станке навивалась бобина — дорн. После термообработки дорн разрезался на кольца, подобно колбасе. Эти полуфабрикаты будущих накладок отправлялись под формовочный пресс. А поскольку нить укладывалась по спирали, накладки назывались спирально-навитыми. Они противостояли разносу намного лучше формованных, но и здесь нашлась своя ложка дегтя: нить (арматура будущей накладки) оказывалась многократно перерезанной в плоскости, перпендикулярной оси дорна. Поэтому изготовители накладок перешли к индивидуальной спиральной навивке каждой накладки.