По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 271.36 DOI:10.33920/nik-01-2505-06

Франциск Ассизский в культуре XX–XXI столетий

Самарина Марина Сергеевна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, Е-mail: marinasamarina62@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2856-7960

В статье анализируется восприятие идей средневекового религиозного мистика и поэта Франциска Ассизского в культуре ХХ–ХХI столетий, а именно в литературе, поэзии, кинематографии. Автор утверждает, что францисканское мировоззрение оказалось исключительно созвучным духовным запросам этой эпохи — позитивное восприятие мира, ощущение себя частью вселенной, братство с природой. Многие выдающиеся деятели европейской культуры обращались к идеям Франциска Ассизского — Г. Гессе, Р.М. Рильке, Ж. Сарамаго, Н. Казандзакис, а также известные кинорежиссеры Ф. Дзеффирелли, Л. Кавани. Влияние францисканства на русскую культуру также является огромной темой. Автор делает вывод о том, что, несмотря на значительное количество работ, данная тема открывает все новые грани, требующие дальнейшего исследования.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Герман Гессе / С.С. Аверинцев. Поэты. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 327 с.

2. Воробей И.А. Франциск Ассизский — идеальный бедный «Часослова» Р.М. Рильке // Филология: научные исследования. — 2016. — № 1. — С. 40–43.

3. Лихачев Д.С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // Наука и религия. — 1992. — № 1. — С. 6–9.

4. Тайване Е. Франциск Ассизский и западная духовность (Апологетический очерк) // Вестник русского христианского движения. — 2002. — № 184. — С. 220–223.

5. Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский // Вечный человек. — М.: Политиздат, 1991. — 544 с.

6. Ягафаров М. Развитие религиозно-философских представлений в «Часослове» Р.М. Рильке в свете русского опыта поэта // Труды Нижегородской духовной семинарии. — 2011. — С. 180–186.

7. Cardini F. Francesco d’Assisi. — Milano: Mondadori, 1989. — 283 p.

8. Castelli F. “Risveglio` il mondo”. San Francesco nella letteratura del Novecento. — Edizioni Messaggero, 2006. — P. 220–224.

9. Puppa P. Il Teatro di Dario Fo: dalla scena alla piazza. — Venezia: Marsilio, 1978. — P. 195–199.

10. Spirito G. Tra San Francesco e Tolkien. Una lettura spirituale del Signore degli Anelli. — Rimini: Il Cerchio, 2003. — 130 p.

11. Tolan J. L’incontro di Francesco d’Assisi e l’islam. — Roma — Bari, Laterza, 2007. — 427 p.

1. Averincev S.S. German Gesse // Averincev S.S. Poety. M.: Yazyki russkoj kul`tury, 1996. 327 р.

2. Vorobej I.A. Francisk Assizskij — ideal`ny`j bednyj “Chasoslova” R.M. Ril`ke // Filologiya: nauchny`e issledovaniya. 2016. № 1. Р. 40–43.

3. Lihachev D.S. Sergij Radonezhskij i Francisk Assizskij // Nauka i religiya. 1992. № 1. Р. 6–9.

4. Tajvane E. Francisk Assizskij i zapadnaya duxovnost` (Apologeticheskij ocherk) // Vestnik russkogo xristianskogo dvizheniya. 2002. № 184. Р. 220–223

5. Chesterton G.K. Svyatoj Francisk Assizskij // Vechny`j chelovek. M.: Politizdat, 1991. 544 р.

6. Yagafarov M. Razvitie religiozno-filosofskix predstavlenij v “Chasoslove” R.M. Ril`ke v svete russkogo opy`ta poe`ta // Trudy` Nizhegorodskoj duxovnoj seminarii. 2011. Р. 180–186.

7. Cardini F. Francesco d’Assisi. Milano. Mondadori, 1989. 283 p.

8. Castelli F. “Risveglio` il mondo”. San Francesco nella letteratura del Novecento. Edizioni Messaggero. 2006. P. 220–224.

9. Puppa P. Il Teatro di Dario Fo: dalla scena alla piazza. Venezia: Marsilio. 1978. P. 195–199.

10. Spirito G. Tra San Francesco e Tolkien. Una lettura spirituale del Signore degli Anelli. Rimini: Il Cerchio. 2003. 130 p.

11. Tolan J. L’incontro di Francesco d’Assisi e l’islam. Roma — Bari, Laterza, 2007. 427 p.

Статья поступила 19.03.2025.

Статья одобрена к публикации 15.04.2025.

Знаменательная дата — 800 лет со дня смерти выдающегося религиозного реформатора, подвижника, мистика и поэта Франциска Ассизского (1182–1226) — заставляет задуматься о многом и пересмотреть многие аспекты «связи времен» и преемственности идей и поколений. Франциск, самый любимый и почитаемый даже среди атеистов средневековый христианский подвижник, самый светлый и радостный персонаж «мрачного Средневековья», если пользоваться известными псевдонаучными штампами, не создал никакого нового учения и всего лишь шел по пути буквального следования евангельским заветам. Письменное наследие Франциска, состоящее из трогательных стихов и молитв, совсем невелико, умещается в один том и не идет ни в какое сравнение с наследием гиганта средневековой теологии Фомы Аквинского.

Тем не менее воздействие, оказанное Франциском на обновление и развитие европейской духовности, переоценить трудно. Сила влияния его удивительной личности и его не имеющая аналогов жизнь привели к глубочайшим изменениям и обновлению во многих сферах духовной жизни Европы. Скромный «скоморох Божий» вернул испытывающее глубокий кризис христианство к своим истокам и без раскола, ереси и революционных изменений восстановил гармонию между миром, человеком и Богом; он установил родственные отношения между людьми и природой, светлое и радостное ощущение всеобщего братства и гармонии, отбросив тысячелетний экзистенциальный ужас Средневековья, заговорив о том, что Бог не жесток, а милостив, христианство — это религия радости, любви и надежды, а мир эстетически совершенен. Франциск, таким образом, просто сместил мировоззренческие акценты; его новой заповедью стало «Блаженны улыбающиеся»: “Beati qui rident”. В «Гимне творений», программном произведении францисканской литературы, Франциск не только проявил себя как вдохновенный поэт — наследник библейской поэзии, менестрель Господа Бога, трубадур Христа, но и создал богатейшую поэтическую традицию религиозной поэзии.

Для Цитирования:
Самарина Марина Сергеевна, Франциск Ассизский в культуре XX–XXI столетий. Вопросы культурологии. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: