Статья поступила 19.03.2025.
Статья одобрена к публикации 15.04.2025.
Знаменательная дата — 800 лет со дня смерти выдающегося религиозного реформатора, подвижника, мистика и поэта Франциска Ассизского (1182–1226) — заставляет задуматься о многом и пересмотреть многие аспекты «связи времен» и преемственности идей и поколений. Франциск, самый любимый и почитаемый даже среди атеистов средневековый христианский подвижник, самый светлый и радостный персонаж «мрачного Средневековья», если пользоваться известными псевдонаучными штампами, не создал никакого нового учения и всего лишь шел по пути буквального следования евангельским заветам. Письменное наследие Франциска, состоящее из трогательных стихов и молитв, совсем невелико, умещается в один том и не идет ни в какое сравнение с наследием гиганта средневековой теологии Фомы Аквинского.
Тем не менее воздействие, оказанное Франциском на обновление и развитие европейской духовности, переоценить трудно. Сила влияния его удивительной личности и его не имеющая аналогов жизнь привели к глубочайшим изменениям и обновлению во многих сферах духовной жизни Европы. Скромный «скоморох Божий» вернул испытывающее глубокий кризис христианство к своим истокам и без раскола, ереси и революционных изменений восстановил гармонию между миром, человеком и Богом; он установил родственные отношения между людьми и природой, светлое и радостное ощущение всеобщего братства и гармонии, отбросив тысячелетний экзистенциальный ужас Средневековья, заговорив о том, что Бог не жесток, а милостив, христианство — это религия радости, любви и надежды, а мир эстетически совершенен. Франциск, таким образом, просто сместил мировоззренческие акценты; его новой заповедью стало «Блаженны улыбающиеся»: “Beati qui rident”. В «Гимне творений», программном произведении францисканской литературы, Франциск не только проявил себя как вдохновенный поэт — наследник библейской поэзии, менестрель Господа Бога, трубадур Христа, но и создал богатейшую поэтическую традицию религиозной поэзии.