По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.025

Франчайзинг как перспективный вид бизнеса

Киян М.А. Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина Россия, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, e-mail: marina.kiyan00@mail.ru

Франчайзинг является одним из инструментов ведения бизнеса, который уже давно функционирует на мировых рынках, в том числе и в нашей стране, где франчайзинг активно развивается. В условиях дефицита финансирования предприятий именно франчайзинг помогает создать довольно быстрорастущий бизнес на очень выгодных условиях как для продавцов, так и для покупателей франшизы. Однако отнюдь не все предприниматели России довольно хорошо ознакомлены с преимуществами франчайзинга как перспективного вида бизнеса.

Литература:

1. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Романова А. Т. Нужен  ли России франчайзинг?/Т.Л. Безрукова, И.И. Шанин, А. Т. Романова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.— 2013.— № 7.— С. 66–68.

2. Васильева О.С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке/О.С. Васильева // Актуальные проблемы экономики и  права.— 2015.— № 2.— С. 80–86.

3. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Иностранные франчайзинговые сети в  России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика и экология.— 2014.— № 1.— С. 99–111.

4. Колиниченко М.В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг/М.В. Колиниченко // Современные проблемы сервиса и туризма.— 2011.— № 3.— С. 70–75.

5. Нагаев С.В. Соотношение понятий «франчайзинг» и  «коммерческая концессия»/С.В. Нагаев // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал.— 2011.— № 5.— С. 128–129.

6. Известные франшизы: обзор популярных брендов.— http: // www.kp.ru/guide/populjarnyefranshizy.html.

7. Интернет-ресурс Российской ассоциации франчайзинга.— http: // rusfranch.ru/.

Взглянув сегодня на российское предпринимательство, которое находится в жестких условиях санкций, нестабильности валютных курсов и иных кризисных проявлений, не каждый предприниматель рискнет создавать свой бизнес, а если все-таки и рискнет, то возьмет во внимание лишь те бизнес-идеи, которые не раз уже были опробованы в кризис. Именно такой стабильной идеей и является покупка франшизы.

Франчайзинг — это способ организации коммерческой деятельности, при котором одна компания (франчайзи) приобретает у другой (франчайзер) право на ведение бизнеса под именем и брендом фирмы, продающей франшизу.

Франчайзинг стал динамично развиваться в 1960–1970‑е годы. Изначально система франчайзинга была сугубо внутригосударственной, однако уже в скором времени она была изменена, и заключение контрактов стало совершаться не только внутри страны, но и на международном уровне. Наиболее современную форму франчайзинг получил в 1955 году, когда Р. Крока создал компанию McDonal’s Systems, которая является самой известной франчайзинговой компанией и по сей день.

В наше время франчайзинг является достаточно выгодной формой сделки. Крупная компания, имеющая достаточно хорошую репутацию на мировом либо внутреннем рынке, взаимодействует с предпринимателями, иными меньшими компаниями, которые нацелены на быстро получаемый доход с использованием репутации, технологий франчайзера.

Сейчас франчайзинговые компании действуют более чем в 75 секторах экономики. Главными странами по экспорту франшиз являются США, Германия, Франция, Япония, Канада. Во всем мире уже насчитывается более 1,5 млн единиц франчайзинговых компаний [5].

Договор франчайзинга предполагает возмездное пользование всеми услугами компании, предоставляющей франшизу, при соблюдении всех условий франчайзера. Свое вознаграждение франчайзер получает в форме единого платежа (то есть оплата франшизы при заключении сделки) либо в форме роялти (получение процентов от продаж).

В договоре франчайзинга строго прописаны требования к производственному процессу, технологии производства, продаже, ассортименту услуг, а также правила использования торговой марки. В том случае если франчайзи покупает у производителя оборудование, то франчайзер обязан в связи с договором оказать финансовую помощь, обучить работников, а также обеспечить технологиями рекламы.

Для Цитирования:
Киян М.А., Франчайзинг как перспективный вид бизнеса. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: