Взглянув сегодня на российское предпринимательство, которое находится в жестких условиях санкций, нестабильности валютных курсов и иных кризисных проявлений, не каждый предприниматель рискнет создавать свой бизнес, а если все-таки и рискнет, то возьмет во внимание лишь те бизнес-идеи, которые не раз уже были опробованы в кризис. Именно такой стабильной идеей и является покупка франшизы.
Франчайзинг — это способ организации коммерческой деятельности, при котором одна компания (франчайзи) приобретает у другой (франчайзер) право на ведение бизнеса под именем и брендом фирмы, продающей франшизу.
Франчайзинг стал динамично развиваться в 1960–1970‑е годы. Изначально система франчайзинга была сугубо внутригосударственной, однако уже в скором времени она была изменена, и заключение контрактов стало совершаться не только внутри страны, но и на международном уровне. Наиболее современную форму франчайзинг получил в 1955 году, когда Р. Крока создал компанию McDonal’s Systems, которая является самой известной франчайзинговой компанией и по сей день.
В наше время франчайзинг является достаточно выгодной формой сделки. Крупная компания, имеющая достаточно хорошую репутацию на мировом либо внутреннем рынке, взаимодействует с предпринимателями, иными меньшими компаниями, которые нацелены на быстро получаемый доход с использованием репутации, технологий франчайзера.
Сейчас франчайзинговые компании действуют более чем в 75 секторах экономики. Главными странами по экспорту франшиз являются США, Германия, Франция, Япония, Канада. Во всем мире уже насчитывается более 1,5 млн единиц франчайзинговых компаний [5].
Договор франчайзинга предполагает возмездное пользование всеми услугами компании, предоставляющей франшизу, при соблюдении всех условий франчайзера. Свое вознаграждение франчайзер получает в форме единого платежа (то есть оплата франшизы при заключении сделки) либо в форме роялти (получение процентов от продаж).
В договоре франчайзинга строго прописаны требования к производственному процессу, технологии производства, продаже, ассортименту услуг, а также правила использования торговой марки. В том случае если франчайзи покупает у производителя оборудование, то франчайзер обязан в связи с договором оказать финансовую помощь, обучить работников, а также обеспечить технологиями рекламы.