На современном этапе развития медицинской науки существует актуальность научного обоснования не только использования фототехнологий в лечении пациентов детского возраста с различной кожной патологией, но и возможности широкого применения в практическом здравоохранении комбинированных фототехнологий с целью пролонгации периода ремиссии, что основано на их корригирующем действии в отношении функционирования адаптивных и регуляторных систем организма, нарушение которых отмечается и в период ремиссии за счет хронически протекающих заболеваний [1; 2].
Особенно актуально использование фототехнологий в детской дерматологии, где их применение обоснованно с различных позиций: прежде всего это возможность опосредованно влиять на функциональные резервы самого организма, активация которых позволяет осуществлять контроль над заболеванием, высокая безопасность методов. При псориазе применение фототерапии носит патогенетический характер, так как основными механизмами развития можно считать иммуноопосредованное воспаление, приводящее к нарушению пролиферации и дифференцировки кератиноцитов [3; 4]. Данное обстоятельство обеспечивает научное обоснование использования ультрафиолетовой терапии и инфракрасной терапии в восстановительном лечении при различных дискератозах, включая псориаз, у детей. Немаловажной причиной, определяющей преимущество фототехнологий у детей, является отсутствие таких часто встречающихся при назначении медикаментозной терапии побочных явлений, как аллергические и токсические реакции [5].
Среди методов фототерапии, используемых в детской дерматологической практике, основное место занимает фототерапия [6; 7], патогенетическая направленность которой обусловлена непосредственным воздействием на функциональное состояние кожи и возможностью влиять на адаптивные и регуляторные системы организма [2; 5; 6]. Узкополосная средневолновая фототерапия в лечении многих хронических кожных заболеваний обладает достаточно высокой эффективностью при минимальных побочных эффектах или полном их отсутствии, что позволяет рассматривать возможность ее широкого применения в педиатрической практике. Специфическое действие средневолновой узкополосной терапии складывается из взаимосвязанных корпускулярных (фотобиологических) и рефлекторных нейрогуморальных реакций. В настоящее время признан единый нейрогуморальный механизм действия УФВ 331 нм лучей через биофизические реакции [8]. При таком облучении улучшается трофико-регенераторная функция кожи, усиливаются обменные процессы. УФВ-излучение повышает уровень лизоцима сыворотки крови на фоне стимуляции фагоцитарной активности лейкоцитов и общей реактивности [9]. Субэритемные дозы УФ-облучения активизируют трофические процессы в тканях, стимулируют рост ангиобластов, оказывают гипосенсибилизирующее действие [10]. Узкополосное средневолновое ультрафиолетовое облучение обладает выраженным противозудным эффектом: УФВ-лучи приводят к снижению количества клеток Лангерганса в коже, оказывают супрессивное влияние на тучные клетки [11]. Таким образом, снижается количество периферических медиаторов зуда. Кроме того, УФВ-лучи непосредственно влияют на рецепторный аппарат кожи. Доказано, что при фототерапии сокращается количество эпидермальных нервных волокон, это приводит к снижению прурицептивной афферентации [12].