Каждый музей, в котором освещается несколько коллекций, рассказывающих о разных отраслях научного знания, сталкивается с вопросом, как уделить достаточно внимания каждой коллекции без ущерба остальным. Музей оптики Университета ИТМО нашел ответ на этот вопрос в создании временных экспозиций на узкую тематику, по-новому и более полно рассказывающих о том или ином явлении, недостаточно подробно представленном в постоянной экспозиции.
Мы можем говорить об успешности принятого решения, поскольку коллективом музея с февраля 2023 года по февраль 2024 года были проведены временные выставки «Диатома», «В фокусе телескопа», «Камера-обскура» и в данный момент действует выставка «Сейчас вылетит птичка!»
[1] Первый опыт, выставка «Диатома», включала в себя голограмму диатомовой водоросли, снятой под сканирующим электронным микроскопом, вырезки из интервью с ученым, проводившим съемку, настоящий аквариум с рыбками, в котором формировались водоросли, и диатомит — кремнистые отложения, более чем на 50% состоящие из панцирей диатомей. С помощью немногочисленных экспонатов посетитель выставки узнавал об удивительном и сложном синтезе наук: альгологии, микроскопии, фотографии и голографии, и мог наглядно проследить, как из простых повседневных вещей рождаются подобные научные достижения.
[2] Вторая выставка «В фокусе телескопа» насчитывала не менее десятка экспонатов, главными из которых были разные виды телескопов и их комплектующие. На этой выставке посетителям рассказывалось об истории отечественной космической промышленности, особое внимание уделялось адаптивным зеркалам телескопов, использованию оптического стекла и голографических дифракционных решеток в космосе. На выставке можно было заглянуть в различные бинокли, подзорные трубы и телескопы, а также сравнить работу разных дифракционных решеток.
[3] Третья выставка «Камера-обскура» представляла собой историю развития этого устройства от простейшей темной комнаты до сложного оптического прибора, ставшего впоследствии первым фотоаппаратом. В пространстве выставки посетители могли взаимодействовать с рисовальной камерой-люцидой — противоположностью камеры-обскуры, зайти в полноразмерную камеру-обскуру и полюбоваться на принты гравюр петербургского мастера XVIII века Михаила Махаева, который создавал свои работы с помощью этого устройства.