По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Фотоателье Санкт-Петербурга: от истоков до революции

Калинова Л.Э. специалист по учебно-методической работе, Музей оптики Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается временная выставка Музея оптики Университета ИТМО «Сейчас вылетит птичка!», рассказывающая о петербургских фотоателье и фотографах 1870–1917 годов. В статье анализируется опыт проведения музеем временных выставок.

Литература:

1. Зверев В. Фотобизнес в России до 1917 года // URL: http://www.photohistory.ru/1207248166951435.html. (Дата обращения: 08.02.2024).

2. Керн И.С. Становление и развитие фотографического дела в Российской империи в XIX – начале XX вв. (на примере Енисейской губернии): дис. маг. ист. наук: 46.04.01: защищена 05.06.18: утв. 18.06.18 / Керн И.С. — Красноярск., 2018. — 96 с.

3. Максимова А.В., Мисюра-Аладова К.А., Богданова Ю.А. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках. — СПб: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, 2013.

4. Онлайн-словарь фотографических техник на примере отпечатков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина : [Электронный ресурс]. URL: https://pushkinmuseum.art/exposition_collection/collections/phototech/index.php?lang=ru. (Дата обращения: 08.02.2024).

5. Идрисова Р.Р. Государственное регулирование фотографической деятельности в России во второй половине XIX — начале ХХ в. // Ученые записки Казанского государственного университета. — 2010. — Том 152, кн. 3, ч. 2. — С. 49–56.

Каждый музей, в котором освещается несколько коллекций, рассказывающих о разных отраслях научного знания, сталкивается с вопросом, как уделить достаточно внимания каждой коллекции без ущерба остальным. Музей оптики Университета ИТМО нашел ответ на этот вопрос в создании временных экспозиций на узкую тематику, по-новому и более полно рассказывающих о том или ином явлении, недостаточно подробно представленном в постоянной экспозиции.

Мы можем говорить об успешности принятого решения, поскольку коллективом музея с февраля 2023 года по февраль 2024 года были проведены временные выставки «Диатома», «В фокусе телескопа», «Камера-обскура» и в данный момент действует выставка «Сейчас вылетит птичка!»

[1] Первый опыт, выставка «Диатома», включала в себя голограмму диатомовой водоросли, снятой под сканирующим электронным микроскопом, вырезки из интервью с ученым, проводившим съемку, настоящий аквариум с рыбками, в котором формировались водоросли, и диатомит — кремнистые отложения, более чем на 50% состоящие из панцирей диатомей. С помощью немногочисленных экспонатов посетитель выставки узнавал об удивительном и сложном синтезе наук: альгологии, микроскопии, фотографии и голографии, и мог наглядно проследить, как из простых повседневных вещей рождаются подобные научные достижения.

[2] Вторая выставка «В фокусе телескопа» насчитывала не менее десятка экспонатов, главными из которых были разные виды телескопов и их комплектующие. На этой выставке посетителям рассказывалось об истории отечественной космической промышленности, особое внимание уделялось адаптивным зеркалам телескопов, использованию оптического стекла и голографических дифракционных решеток в космосе. На выставке можно было заглянуть в различные бинокли, подзорные трубы и телескопы, а также сравнить работу разных дифракционных решеток.

[3] Третья выставка «Камера-обскура» представляла собой историю развития этого устройства от простейшей темной комнаты до сложного оптического прибора, ставшего впоследствии первым фотоаппаратом. В пространстве выставки посетители могли взаимодействовать с рисовальной камерой-люцидой — противоположностью камеры-обскуры, зайти в полноразмерную камеру-обскуру и полюбоваться на принты гравюр петербургского мастера XVIII века Михаила Махаева, который создавал свои работы с помощью этого устройства.

Для Цитирования:
Калинова Л.Э., Фотоателье Санкт-Петербурга: от истоков до революции. Музей. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: