По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2

Форс-мажор и другие условия исполнения госконтракта

В. А. Лебедев канд. экон. наук, зав. учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», e-mail: lebedev.var@rea.ru
Е. И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт, ИПБ России, e-mail: avpra@mail.ru
Е. А. Белякова канд. экон. наук, доцент базовой кафедры цифровой экономики, Институт развития информационного общества, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», e-mail: E_Belyakova_@mail.ru

В статье проводится анализ действующего законодательства и правоприменительной практики, касающейся исполнения государственного контракта, форс-мажорных обстоятельств, коррупции, аффилированности исполнителей. В настоящее время особое внимание законодатель уделяет обеспечению законности, эффективности процедур контрактной системы, а также ее гибкости в условиях непредвиденных изменений. Проведен обзор оперативных мер реагирования на чрезвычайные ситуации, предложенных Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», рассмотрены практические аспекты исполнения госконтракта в условиях форс-мажора.

Литература:

1. Гаврилов, А. А. Развитие конкуренции в эпоху цифровизации закупок // Развитие конкуренции в сфере закупок в условиях цифровизации закупочной деятельности: Сборник научных докладов магистрантов кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». — М., 2019. — С. 35–41 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=41892914.

2. Евраев, М.Я. Практика осуществления закупок: что нового? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2020. — № 60. — С. 8–11 [Электронный ресурс] . — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44651626.

3. Максимов, А.М., Кочкина, Ю.В., Зацаринная, Е.И. Противодействие коррупции при участии организаций в госзакупках // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 11. — С. 29–36 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42328417.

4. Морозов, О.А., Луппиан, М.Н. Махинации с бюджетными средствами в практике госзакупок // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях: Сборник научных трудов IV Национальной (с международным участием) научно-практической конференции. — 2020. — С. 211–214 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43011156.

5. Проданова, Н.А. Актуальные вопросы оценки эффективности государственных и муниципальных закупок // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: Сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в 2 т. — 2020. — С.253–256 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44294092.

6. Проданова, Н.А., Пашигорев, М.О. Анализ и оценка эффективности государственных закупок: индикаторы и критерии // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 1. — С. 49–55 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42563459.

7. Проданова, Н.А., Филатова, Е.И., Кошман, Е.С. Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 2. — С. 36–42 [Электронный ресурс]. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

8. Проданова, Н.А., Зацаринная, Е.И. Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере государственных закупок // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2020. — № 3. — С. 39–45 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42754127.

9. Черемных, Е. А. Особенности заключения договора поставки в условиях распространения COVID-19 // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции: в 4 т. — 2020. — С. 183–187 [Электронный ресурс].— URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43059186.

1. Gavrilov, A.A. Development of competition in the era of digitalization of procurement. In the collection: Development of competition in the field of procurement in the conditions of digitalization of procurement activities. Collection of scientific reports of undergraduates of the Department of State and Municipal Procurement Management of the Moscow City University of Management of the Government of Moscow. Moscow, 2019. pp. 35–41. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=41892914.

2. Evraev, M.Ya. Procurement practice: what’s new?. State order: management, placement, provision. 2020. No. 60. pp. 8–11. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44651626.

3. Maksimov, A. M., Kochkina, Yu.V., Zatsarinnaya, E. I. Anti-corruption in the participation of organizations in public procurement. Accounting in healthcare. 2019. No. 11. pp. 29–36. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42328417.

4. Morozov, O.A., Luppian, M.N. Machinations with budget funds in the practice of public procurement. In the collection: Strategies for the development of entrepreneurship in modern conditions. Collection of scientific papers of the IVNational (with international participation) scientific and practical conference. 2020. pp. 211–214. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43011156.

5. Prodanova, N.A. Topical issues of evaluating the effectiveness of state and municipal procurement. In the book: Digital economy: trends and prospects for development. collection of abstracts of the national scientific and practical conference: in two volumes. 2020. pp. 253–256. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=44294092.

6. Prodanova, N.A., Pashigorev, M.O. Analysis and evaluation of the effectiveness of public procurement: indicators and criteria. Accounting in healthcare. 2020. No. 1. pp.49–55. Consultant-plus. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42563459.

7. Prodanova, N.A., Filatova, E. I., Koshman, E. S. Violations of the terms of public procurement by the customer. Accounting in healthcare. 2020. No. 2. pp. 36–42. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

8. Prodanova, N.A., Zatsarinnaya, E. I. Fight against corruption offenses in the field of public procurement. Accounting and taxation in budget organizations. 2020. No.3. pp. 39–45. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42754127.

9. Cheremnykh, E.A. Features of concluding a supply contract in the context of the spread of COVID-19. In the collection: the future is behind us: the view of young scientists on the innovative development of society. collection of scientific articles of the All-Russian Youth Scientific Conference: in 4 volumes. 2020. pp. 183–187. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43059186.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее — Закон № 44-ФЗ) требует при осуществлении закупочной деятельности последовательно проводить политику, направленную на результат, который будет отвечать задачам эффективности функционирования всей закупочной системы, а также ее стабильности и устойчивости к внешним объективным условиям. Однако даже сложившаяся нормативно-правовая контрактная система не может противостоять субъективным обстоятельствам, как правило, зависящим от сторон госконтракта.

Так, часто риски расторжения госконтракта, сбои в его исполнении происходят из-за непонимания представителями сторон правовой природы складывающихся отношений. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В рамках государственного контракта одним из условий было установлено, что исполнитель обязан привлечь на определенный объем работ в качестве соисполнителя организацию из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП).

Соисполнитель из числа МСП был привлечен к работе и даже согласован с заказчиком. Однако на стадии заключения с ним договора у исполнителя возникли сомнения относительно правового положения других соисполнителей, что поставило под вопрос добросовестность участия этого субъекта МСП в работах по госконтракту. Так, рассматривая правоустанавливающие документы, было обнаружено, что соисполнитель МСП находится по одному адресу с другим соисполнителем. На этом основании был сделан вывод об аффилированности соисполнителей, что, по мнению исполнителя, могло создать дополнительные риски коррупции и в конечном счете сорвать весь госконтракт. В итоге исполнитель отказался подписывать договор с соисполнителем МСП.

Между тем по вопросу о привлечении в качестве соисполнителей госконтракта аффилированных лиц существуют нормативная база и правоприменительная практика, которые однозначно утверждают, что по общему правилу не установлено запретов на привлечение аффилированных исполнителей; никаких ограничений не было и в конкурсной документации.

Для Цитирования:
В. А. Лебедев, Е. И. Лебедева, Е. А. Белякова, Форс-мажор и другие условия исполнения госконтракта. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: