Сегодня в нормативно-правовом регулировании государственного контроля (надзора) происходят значительные изменения, связанные с внедрением рискориентированного подхода к оценке качества и безопасности медицинской помощи. Ключевая цель — снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность при одновременном повышении качества администрирования контрольно-надзорных функций, а также сократить число смертельных случаев, заболеваний и материального ущерба. К указанным нормативно-правовым актам относится:
– федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
– постановление правительства РФ от 17.08.2016 № 808 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (утвержден перечень видов государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода);
– распоряжение правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р (план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016−2017 годы);
– протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 № 8 (состав проектных комитетов по программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности»).
Риск-ориентированный подход положен в основу принципа формирования плановых проверок медицинских организаций:
– постановление правительства РФ от 05.07.2017 № 801 «О внесении изменений в Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»;
– постановление правительства РФ от 31.07.2017 № 907 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств»;