Политическая культура интеллигенции предстает как комплексный феномен, отмеченный многогранностью и плюрализмом воззрений. Несмотря на зачастую полярные точки зрения, представители интеллигенции объединены общим дискурсивным полем, в рамках которого осуществляется рефлексия собственной позиции по отношению к властным структурам и институтам. Анализируя сложную динамику взаимодействия власти и общества, власти и культуры, интеллигенция, в силу своего особого социального статуса, происхождения и выполняемых функций, не ограничивается унифицированным мировоззрением. Осмысление реалий, не скованное догматизмом и единообразием, но богатое вариативностью интеллектуальных поисков, формирует фундамент для поступательного развития общества и культуры, обеспечивая генерацию ответов на вызовы исторического процесса [6]. Эти же процессы отразились в организации коммуникации сообщества корреспондентов и их публицистической деятельности в «Вестнике Европы», связанные с акцентированием внимания на общественно-политических вопросах и на интеграции искусства в социокультурные процессы и его значимой функции в процессе социального и политического преобразования [8, c. 16]. В следствие чего складывается определенное коммуникативное пространство, которое определяет и одновременно конструируется различными формами коммуникации сообщества корреспондентов журнала «Вестник Европы».
В условиях методологического плюрализма, характерного для современного гуманитарного знания, лингвистический поворот детерминирует новую оптику анализа исторической реальности. Исследование коммуникативных практик, речевых взаимодействий и дискурсивных формаций в рамках междисциплинарного подхода позволяет реконструировать не только объективные исторические события, но и субъективные смыслы, которыми они наделялись современниками. В фокусе внимания оказываются не только «большие нарративы», но и повседневные практики коммуникации, формирующие микроисторическое пространство индивида. Именно в этих локальных контекстах, будь то частная переписка, публицистика или литературные салоны, происходила интерпретация прошлого и конструирование настоящего.