По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Формула E»: новые машины и новейшие технологии

А. С. Савченко e-mail: auto@panor.ru

Идея гоночной серии использовать машины с электромоторами витала в воздухе давно, ведь на протяжении последних десятилетий мировая автомобильная промышленность уделяет электромобилям все большее внимание. И если двадцать лет назад речь в основном шла об экспериментальных моделях, то сегодня в мире ежегодно выпускаются сотни тысяч электромобилей.

Это и неудивительно, ведь теоретически электромобили эффективнее бензиновых собратьев. Коэффициент полезного действия электромотора значительно выше, чем у двигателя внутреннего сгорания. При этом он легче, компактнее, проще, технологичнее, надежнее, безопаснее и тише. И единственной проблемой, препятствующей развитию электромобилей, была аккумуляторная батарея.

Революция произошла после появления в начале 1990-х литийионных аккумуляторов. Они легче и компактнее свинцово-кислотных при большей энергоёмкости. Практически лишены они и многих других недостатков, присущих батареям предыдущих поколений — саморазряда, эффекта памяти и так далее. Именно такие аккумуляторы используются на большинстве электрических и гибридных автомобилей в мире.

То, что создание полностью электрической формулы с литий-ионным аккумулятором вполне реально, было объявлено в августе 2012 года. Первая гонка прошла в 2014-м под эгидой FIA, в Пекине, столице КНР. Как известно, в настоящее время Китай — мировой лидер по производству электромобилей.

«Формула E» является моносерией. Команды (а их всего 11), используют идентичные машины Gen 3 (уже третьего поколения), которые выпускает компания Spark Racing Technology. Шасси разработано знаменитым итальянским гоночным ателье Dallara.

Электромоторы, трансмиссия, стандартные блоки электронного управления (ECU) и вся электронная начинка поставляются McLaren Electronic System. Батареи созданы Williams Advanced Engineering.

Кроме того, при постройке машины используются компоненты Bosch, поставщиком шин стала компания Hankook, а официальным технологическим партнёром — АВВ. Такое решение позволило создать очень технологичную, но при этом не слишком дорогую машину, с узнаваемым, благодаря обтекателям перед колёсами и низкопрофильной резине, внешним видом.

Машина Gen 3 имеет максимальную мощность 350 кВт (что эквивалентно 470 л. с.) с максимальной регенерируемой мощностью до 600 кВт (805 л. с.) за счет установленных мотор-генераторов на передней и задней осях. Такая схема позволила удвоить мощность рекуперации и отказаться от задних гидравлических тормозов. Теперь можно использовать новую гоночную стратегию — с «режимом атаки» (Mode Attack) для более мощного ускорения. Разгон от 0 до 100 км/ч занимает более 3-х секунд, а максимальная скорость составляет 322 км/ч.

Для Цитирования:
А. С. Савченко, «Формула E»: новые машины и новейшие технологии. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: