Соблюдение здорового образа жизни является одним из трендов национальной политики сохранения здоровья населения России [1]. Особое значение приобретает формирование установок и мотивации к здоровому образу жизни среди молодого поколения. Исследование современных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи на протяжении последних 15 лет, проведенное НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (И. К. Рапопорт, И. В. Звездина, Е. П. Ильин, 2012, 2016) [2], выявило увеличение за последние 10 лет заболеваемости в данной популяции, а также снижение уровня физического развития, изменение структуры выявленной патологии за счет роста частоты социально-значимых болезней [3, 4].
В этой связи приобретает практическое значение профилактическая деятельность специалистов со средним медицинским образованием, выполняющих значительную часть профилактической работы в системе здравоохранения. В частности, в условиях образовательной среды медицинского колледжа предусмотрено формирование следующих профессиональных компетенций [5]:
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей [6,7].
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения [8].
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения [9].
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения [10].
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического воспитания [10].
В связи с этим мы провели медико-социологическое исследование с целью определения отношения студентов медицинского колледжа к различным элементам здорового образа жизни (ЗОЖ).
В исследовании приняли участие 68 студенток, средний возраст которых составил 20 ± 1, 2 лет. Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса с использованием опросника CINDI. В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и этики.
Обзор специальной литературы по теме исследования показал, что наиболее выраженное ухудшение состояния здоровья происходит на возрастном отрезке от 7 до 19 лет, что совпадает с периодом получения общего среднего, начального и среднего профессионального образования. За последние 5 лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19,2 %, 15–17 лет — на 20,2 % (Иовчук Н. М., Батыгина Г. З., 2014, 2016 г). В связи с этим соблюдение элементов ЗОЖ имеет важное значение для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательной среды медицинского колледжа. В то же время полученные в нашем исследовании результаты позволили выявить ряд негативных тенденций. Полученные данные были проанализированы по элементам ЗОЖ и целевым установкам.