По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24 DOI:10.33920/VNE-03-2111-03

Формирование территорий опережающего развития в ДФО — важнейшая составляющая евразийской интеграции

Кирилл Игоревич Степанов статс-секретарь — заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО
Сергей Леонидович Орлов д-р экон. наук, профессор

Современная модель социально-экономического развития России в последние несколько лет складывается под воздействием глобальных финансовых вызовов и непредсказуемых политических обстоятельств. Это требует поиска новых направлений источников стратегического развития, в основе которых лежат поистине исторические преобразования наиболее перспективных территорий в нескольких субъектах Дальневосточного федерального округа. Не отвергая сложившийся императив «европейского» направления взаимодействия, такой подход может стать поворотным моментом в развитии России на долгие годы и обеспечить упрочение евразийских интеграционных процессов.

Литература:

1. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005 г., с изм. и доп.).

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015).

3. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (2014 г.).

4. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950 «Об утверждении Перечня государственных программ Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2015 г.).

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 4 дек. 2015 г.

6. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

7. Г. Клейнер Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 4–27.

1. Federalnyi zakon № 116-FZ «Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiiskoi Federatsii» (2005g., s izm. i dop.) [Federal Law No. 116-FZ «On Special Economic Zones in the Russian Federation» (2005, as amended and supplemented)]. (In Russ.)

2. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soiuze (red. 08.05.2015g.) [Treaty on the Eurasian Economic Union (revised 08.05.2015)]. (In Russ.)

3. Federalnyi zakon № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii» (2014g.) [Federal Law No. 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» (2014)]. (In Russ.)

4. Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 11.11.2010 g, № 1950. Perechen Gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii (po sostoianiiu na 1 ianvaria 2015 g.) [Order of the Government of the Russian Federation of 11.11.2010, No. 1950. List of State Programs of the Russian Federation (as of January 1, 2015)]. (In Russ.)

5. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federalnomu Sobraniiu [Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly]. — «Rossiyskaya Gazeta», December 4, 2015. (In Russ.)

6. Federalnyi zakon ot 29 dekabria 2014 goda, № 473-FZ «O territoriiakh operezhaiushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiia v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop.) [Federal Law of December 29, 2014, No. 473-FZ «On the territories of advanced social and economic development in the Russian Federation» (as amended and supplemented)]. (In Russ.)

7. G. Kleiner Kakaia ekonomika nuzhna Rossii i dlia chego? [What kind of economy does Russia need and for what?] Voprosy ekonomiki [Economic Issues], No. 10, 2013, pp. 4–27. (In Russ.)

Экономика как сердцевина современной общественной системы и основа государственного управления на различных его уровнях в настоящее время требует безусловного перехода к стратегическому планированию в качестве основополагающей парадигмы на длительную перспективу. Основой этого процесса в России, кроме прогнозируемой на долгие годы мировой политической и экономической нестабильности, можно считать объективную необходимость построения национальной системы управления.

В современной управленческой иерархии важнейшими составляющими являются, как известно, планирование, а также организация, мотивация и контроль. Это единое целое, и без каждой из указанных частей современный алгоритм управления, в особенности на государственном уровне, не может существовать в принципе. Однако все же позволим высказать мнение, что в сложившейся модели глобального развития, в ее евразийском и национальных сегментах, приоритет должен быть отдан именно планированию, в первую очередь, стратегическому и программно-целевому. От него берет начало дальнейший ход всех процессов, поиск ресурсов, подбор и расстановка кадров исполнителей для решения конкретных социально-экономических задач, в том числе по упрочению евразийской интеграции на просторах бывшего СССР. Успехи стратегического планирования в «дорыночные» годы вряд ли кто будет оспаривать, а ранее апробированный горизонт формирования прогноза во временном лаге двенадцати и более лет ныне взят за основу при разработке перспектив развития важнейших стратегических и наиболее затратных отраслей и народнохозяйственных комплексов [3]. Причем особое место уделено комплексному подходу на этапе разработки планов.

Трансформация современного вектора управления и объективность перехода к системе стратегического планирования, на наш взгляд, удачно подмечены Г. Клейнером в статье «Какая экономика нужна России и для чего?» [7, с. 4–27], а также неоднократно в более ранних работах этого автора по рассматриваемой тематике. Особенно явственно это прослеживается в нынешней концепции государства к развитию Дальнего Востока, где в настоящее время запущен важнейший социальноэкономический эксперимент в евразийской и национальной моделях управления.

Для Цитирования:
Кирилл Игоревич Степанов, Сергей Леонидович Орлов, Формирование территорий опережающего развития в ДФО — важнейшая составляющая евразийской интеграции. Лизинг. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: