В современных условиях все больше организаций, включая бюджетные и автономные, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. В соответствии с действующим бюджетным законодательством экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически подвергается внутреннему финансовому аудиту [1; 5; 13]. Порядок внутреннего финансового аудита устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией [5; 7].
Внутренний финансовый аудит представляет собой деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемую с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности [2]. Наряду с внутренним финансовым контролем внутренний финансовый аудит является его альтернативной формой. Отличительной особенностью внутреннего финансового аудита являются его цели (рис. 1).
Полагаем, что целью аудиторских проверок является не просто фиксация нарушения бюджетного законодательства, неэффективных расходов, а оценка степени надежности бюджетных процедур, определение, насколько они четко организованы, контролируются, обеспечивается недопущение нарушений бюджетного законодательства и неэффективных расходов. Проводить внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости обязаны главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета или их уполномоченные должностные лица (ч. 4 ст. 160.2–1 БК РФ). Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит осуществляется в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности [6; 7]. Вне зависимости от размера подведомственной сети главного администратора бюджетных средств создается комиссия численностью внутренних аудиторов до 10 человек, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и бухгалтерских подразделений [2; 6]. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств. Объекты аудита бюджетных организаций представлены на рис. 2.