По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Формирование системы внутреннего финансового аудита в бюджетных учреждениях высшего образования

Герасимова Л.Н. д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ). E-mail: 22969@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы организации проведения аудита в бюджетных организациях. Показано, что аудит не отменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Обосновано, что внутренний финансовый аудит способствует достижению высокого качества предоставляемых услуг в соответствии с рыночными требованиями и развитию системы государственного управления, отвечающей потребностям реформирования российской экономики в современных условиях.

Литература:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 20.07.2018).

2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_83311/ (дата обращения: 20.07.2018).

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_122855/ (дата обращения: 20.07.2018).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 20.07.2018).

5. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_160361/ (дата обращения: 20.07.2018).

6. Приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_204594/(дата обращения: 20.07.2018).

7. Приказ Минюста России от 29.01.2015 № 12 «Об утверждении Положения об осуществлении Минюстом России внутреннего финансового аудита» (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2015 № 35797) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175023/ (дата обращения: 20.07.2018).

8. Международный стандарт аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192 н) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206951/ (дата обращения: 20.07.2018).

9. Герасимова Л. Н. Необходимость отражения в бухгалтерском учете информации нефинансового характера. — 2015. — № 1. — С. 77–81.

10. Жуков В. Н. Внутренний финансовый контроль в ракурсе управленческой парадигмы // Аудиторские ведомости. — 2016. — № 1. — С. 78–84.

11. Красинский В. В. Защита государственного суверенитета: Монография. — М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.

12. Маслова Т. С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016.

13. Руденко А. Д. Специфика внутреннего финансового контроля деятельности образовательных учреждений // Альманах мировой науки. — 2016. — № 1–4. — С. 49–52.

14. Серова О. А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) / О. А. Серова, И. О. Антропцева, А. В. Иванов, З. А. Малунова, Е. В. Артемьев, И. В. Рузанов, С. А. Котухов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 20.07.2018).

В современных условиях все больше организаций, включая бюджетные и автономные, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. В соответствии с действующим бюджетным законодательством экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически подвергается внутреннему финансовому аудиту [1; 5; 13]. Порядок внутреннего финансового аудита устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией [5; 7].

Внутренний финансовый аудит представляет собой деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемую с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности [2]. Наряду с внутренним финансовым контролем внутренний финансовый аудит является его альтернативной формой. Отличительной особенностью внутреннего финансового аудита являются его цели (рис. 1).

Полагаем, что целью аудиторских проверок является не просто фиксация нарушения бюджетного законодательства, неэффективных расходов, а оценка степени надежности бюджетных процедур, определение, насколько они четко организованы, контролируются, обеспечивается недопущение нарушений бюджетного законодательства и неэффективных расходов. Проводить внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости обязаны главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета или их уполномоченные должностные лица (ч. 4 ст. 160.2–1 БК РФ). Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит осуществляется в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности [6; 7]. Вне зависимости от размера подведомственной сети главного администратора бюджетных средств создается комиссия численностью внутренних аудиторов до 10 человек, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и бухгалтерских подразделений [2; 6]. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств. Объекты аудита бюджетных организаций представлены на рис. 2.

Для Цитирования:
Герасимова Л.Н., Формирование системы внутреннего финансового аудита в бюджетных учреждениях высшего образования. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: