Развитие системы социального обслуживания и улучшение качества жизни граждан с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Общественное обслуживание в целом находится на стыке развития самих учреждений и предприятий (сферы услуг), с одной стороны, и форм расселения, территориальной организации поселений — с другой. Сфера услуг формируется как отдельными отраслями (образования, здравоохранения, культуры и пр.), так и их межотраслевой интеграцией. Форма расселения, в свою очередь, зависит от экономических, географических условий, уровня развития производительных сил (индустриального, постиндустриального и пр.).
Характерной особенностью нового времени является тесная взаимосвязь градостроительства и землеустройства. Как отмечает С.Н. Волков «…при землеустройстве происходит одновременная увязка вопросов регулирования землепользования, развития производства и совершенствования расселения, которая затрагивает не только городские, пригородные, но и межселенные территории» [1, с. 91]. Более того, можно утверждать, что сегодня вместо отдельных населенных пунктов (городов, сел, поселков и пр.) речь должна идти о крупных зонах расселения с различными соотношениями городских и сельских поселений, жителей.
На стыке сферы услуг и единиц расселения (город, поселок и др.) окончательно конкретизируется номенклатура сети учреждений обслуживания и ее архитектурно-градостроительное выражение — типология объектов. К сожалению, в градостроительной науке редко изучаются связи номенклатуры учреждений и форм расселения населения. Это приводит к дублированию функций, бездоказательной интеграции учреждений в центры, нерациональному распределению объектов на территории муниципальных образований с точки зрения баланса трудовых, культурно-бытовых связей.
Кроме того, формирование социальной сферы в городской и сельской среде имеет свои особенности, влияющие на эффективность и полноту реализации социальной помощи: