Статья поступила 22.01.2024.
Эволюция Римского государства прошла долгий путь, на котором родовые черты долгое время определяли жизнестойкость Рима, его гибкость на международной арене. Греческая колонизация Апеннинского полуострова застала местные народы на стадии родового строя, на фоне которого греки и этруски выглядели высокоразвитыми общностями со сложившимися чертами цивилизации (оседлость, наличие городов и письменности). Однако в значительной степени именно это неравное соперничество коренных жителей Древней Италии с народами, имеющими огромный культурно-исторический опыт, заставило первых форсировать свое развитие, создать крепкие вождества и впоследствии целостные государства, среди которых Римское оказалось наиболее сильным. В данной статье мы исследуем историю Древнего Рима как путь к федерации. Следовательно, целью данной работы является изучение системы отношений между древнеиталийскими племенами в контексте федерации, политическим центром которой со временем стал Рим. Временные границы исследования определены периодом первых царей.
Общество Лация VIII в. до н.э. находилось на стадии родо-племенного строя периода его разложения. В современной науке проблемы рода, племени, вождества являются центральными, а трактовка их применительно к римской истории, — дискуссионной. Типична точка зрения М. Франчиши, приводимая А.И. Немировским: «Итальянский ученый полагал, что население Лация жило родами (гентес), имевшими полную автономию. Поселение рода составляло сельскую общину, являющуюся первоначальной политической формой» [9, с. 132]. В этом случае хотелось бы сразу определиться с понятием и сущностью рода применительно к Италии исследуемого нами периода. Род рассматривается как «агрегат фамилий» [9] с общим именем, культом, обычаями, занимавший определенную территорию в паге. Род имел собственное хозяйство, самостоятельно определял свою внешнюю политику, о чем свидетельствует, например, поход трехсот Фабиев против города Вейи [Плутарх, Ромул, XIX; Ливий, II, 50]. Однако большая самостоятельность рода делала его замкнутой организацией, в которой взаимоотношения ограничивались общением между отдельными семьями, входящими в род.