По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.47

Формирование резервов в бюджетных учреждениях

Кришталева Т.И. д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет в финансово-кредитных и некоммерческих организациях», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1, E-mail: tkrishtaleva@mail.ru

В статье раскрыто понятие резервов в соответствии с инструкцией № 157н и МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы», показано использование счета 40160 «Резервы предстоящих расходов», введенного в Единый план счетов приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.

2. МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://www.minfin.ru.

3. Качкова О.Е. Сближение бухгалтерского учета в секторе государственного управления и МСФО общественного сектора // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2014 – №3.

Бюджетные учреждения оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, которым необходима гармонизация их отчетности как субъектов сектора государственного управления и отчетности хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны.

Для организаций, осуществляющих деятельность на некоммерческой основе, Международной федерацией бухгалтеров (г. Нью-Йорк) были разработаны специальные стандарты финансовой отчетности – Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее – МСФО ОС).

В соответствии с МСФО ОС составление финансовой отчетности в государственном секторе должно быть направлено не только на предоставление информации пользователям для принятия решений, но и на то, чтобы учреждение отчиталось за доверенные ему ресурсы.

Целый ряд требований МСФО ОС закреплен Бюджетным кодексом РФ. Еще одним шагом по пути сближения МСФО ОС и нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в государственном секторе, стало введение в Единый план счетов счета 40160 «Резервы предстоящих расходов» (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм по обязательствам, не определенным по величине или времени исполнения.

По международным стандартам государственного сектора вопросам учета такого рода обязательств посвящен стандарт 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Стандарт определяет обязательства с неопределенным сроком исполнения или неопределенной суммой как резервы.

Инструкцией № 157н перечислены случаи необходимости создания резерва. Это расходы по обязательствам, возникающим вследствие принятия иного обязательства, предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки; иных аналогичных предстоящих оплат, обязательствам, возникающим в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности) при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения; возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных учреждению штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов; в иных случаях, предусмотренных при формировании учетной политики учреждения.

Для Цитирования:
Кришталева Т.И., Формирование резервов в бюджетных учреждениях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2014;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: