Бюджетные учреждения оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, которым необходима гармонизация их отчетности как субъектов сектора государственного управления и отчетности хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны.
Для организаций, осуществляющих деятельность на некоммерческой основе, Международной федерацией бухгалтеров (г. Нью-Йорк) были разработаны специальные стандарты финансовой отчетности – Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее – МСФО ОС).
В соответствии с МСФО ОС составление финансовой отчетности в государственном секторе должно быть направлено не только на предоставление информации пользователям для принятия решений, но и на то, чтобы учреждение отчиталось за доверенные ему ресурсы.
Целый ряд требований МСФО ОС закреплен Бюджетным кодексом РФ. Еще одним шагом по пути сближения МСФО ОС и нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в государственном секторе, стало введение в Единый план счетов счета 40160 «Резервы предстоящих расходов» (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).
Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм по обязательствам, не определенным по величине или времени исполнения.
По международным стандартам государственного сектора вопросам учета такого рода обязательств посвящен стандарт 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Стандарт определяет обязательства с неопределенным сроком исполнения или неопределенной суммой как резервы.
Инструкцией № 157н перечислены случаи необходимости создания резерва. Это расходы по обязательствам, возникающим вследствие принятия иного обязательства, предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки; иных аналогичных предстоящих оплат, обязательствам, возникающим в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности) при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения; возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных учреждению штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов; в иных случаях, предусмотренных при формировании учетной политики учреждения.