По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364–01:378 DOI:10.33920/pol-01-2007-06

Формирование профессионально-личностной компетентности будущих специалистов по социальной работе

Надежда Вячеславовна Бибикова кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им И. Н. Ульянова», 432071, г. Ульяновск, площадь Ленина, д. 4/5, E-mail: nv95@rambler.ru
Александра Олеговна Карзанова студент направления «Социальная работа», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им И. Н. Ульянова», 432071, г. Ульяновск, площадь Ленина, д. 4/5, E-mail: alexandra_karzanova@mail.ru

Авторами статьи актуализирована важность и значимость формирования профессионально-личностной компетентности будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки. В статье обозначена сущность профессионально-личностной компетентности, определены компоненты профессионально-личностной компетентности (операциональный, мотивационный и рефлексивный), представлены профессионально важные качества для специалистов в области социальной работы. Авторы статьи определяют ряд условий, необходимых для эффективного формирования профессионально-личностной компетентности будущих специалистов по социальной работе.

Литература:

1. Бибикова Н. В. Условия формирования профессионально-личностной компетентности будущих специалистов по социальной работе / Н. В. Бибикова, Л. И. Еремина. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. 2019: 282–285.

2. Горлова Е. Б. Профессионально — этические основы социальной работы: учебное пособие / Е. Б. Горлова, М. Н. Коныгина. — Москва: Академический проект. 2010: 192 с.

3. Гуслякова Л. Г. Практика как образовательная технология подготовки социальных работников. — Барнаул. 2010: 189 с.

4. Густова Е. А. Динамика становления личностно-профессиональной компетентности студентов вуза, будущих социальных работников: дис…. канд. психол. наук. — Москва. 2014: 176 с.

5. Караванова Л. Ж. Профессиональное развитие специалистов по социальной работе в условиях современного вуза: монография. — Тверь: Твер. гос. ун-т. 2016: 192 с.

6. Шубович М. М. Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза / М. М. Шубович, И. А. Плохова, Н. В. Бибикова, Л. И. Еремина. Мир науки. 2018; 6 (5): 46.

1. Bibikova, N. V. Usloviya phormirovaniya professional’no – lichnostnoy kompetentsii buduzhshikh spetsialistov po sotsial’noi rabote [Conditions for the Formation of Professional and Personal Competence of Future Specialists in Social Work] / N.V. Bibikova, L. I. Eremina // Aktual’nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii. Materialy vserossiskoi nauchno – practicheskoi koferentsii s distantsionnym i mezhdunarodnym uchastiem [Proc. of the All-Russia Scientific and Practical Conference with Remote and International Participation ‘Actual Problems of Modern Education: Experience and Innovations’]. Managing Editor A.Yu Nagornova, 2019, pp. 282-285.

2. Gorlova, E. B. Professional’no – eticheskie osnovy sotsial’noy raboty: uchebnoe posobie [Professional and ethical foundations of social work: textbook] / E.B. Gorelova, M.N. Konygina. -Moscow: Academichaskii Proekt Publ., 2010,192 p.

3. Guslyakova, L.G. Praktica kak obrazovatel’naya tekhnologiya podgotovki sotsial’nykh rabotnikov [Practice as an educational technology for training social workers] / L.G Guslyakova. -Barnaul, 2010. 189 p.

4. Gustova E.A. Dinamika stanovleniya lichnostno – professional’noi kompetentnosty studentov vuza, elezhshikh sotsial’nykh rabotnikov [Dynamics of Formation of the Personal and Professional Competence of University Students, Future Social Workers], Diss. for the Degree of Cand. of Psych. Sci.: 19.00.07 / E.A. Gustova. - Moscow, 2014,176 p.

5. Karavanova, L.G. Professional’noe razvitie spetsialistov po sotsial’noy rabote v usloviyakh sovremennogo vuza: monografiya [Professional Development of Specialists in Social Work in a Modern University: Monograph] / L. Zh. Karavanova. - Tver: Tver State University, 2016, 192 p.

6. Shubovich M.M. Osobennosti sotsial’nogo proektirovaniya v prtsesse professional’noi podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo vuza [Features of Social Design in the Process of Professional Training of Bachelors of Pedagogical Higher Education Institution] / M. M. Shubovich, I. A. Plokhova, N. V. Bibikova, L. I. Eremina // Mir Nauki, 2018, vol. 6, no. 5, p. 46.

Повышение значимости профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе политического и социально-экономического развития в нашей стране связано с появлением лиц, нуждающихся в высококвалифицированной профессиональной помощи.

В связи с этим современная модернизация сферы образования направлена на создание многоуровневой системы профессиональной подготовки кадров, способной обеспечить общество квалифицированными специалистами в области помогающей деятельности.

Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста. Личностная составляющая профессиональной компетентности зависит от уровня сформированности личностных качеств. Для успешного становления профессионально-личностной компетентности специалистов по социальной работе особо значимо формирование их ценностной, мотивационной, поведенческой сфер.

Именно поэтому в современных условиях актуализируется необходимость формирования профессионально-личностной компетентности будущих специалистов в области социальной работы в период профессиональной подготовки.

Специфика формирования профессиональной компетентности социального работника обусловлена требованиями государственного образовательного стандарта и квалификационными характеристиками в профессиональном стандарте.

В настоящее время компетентностный подход становится определяющим в подготовке будущих специалистов в области социальной работы.

Под профессиональной компетентностью специалиста по социальной работе понимают сформированную в процессе совокупность компетенций, влияющих на качество решения профессиональных задач и развитие личностно-профессиональных качеств, проявляющихся в общении с людьми при решении их проблем. Сформированная профессиональная компетентность социального работника необходима для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных знаний, умений и навыков, профессионально важных личностных качеств, а также ценностных ориентаций. Успешность профессиональной деятельности социального работника будет напрямую зависеть от степени сформированности профессионально-личностной компетентности [4].

Для Цитирования:
Надежда Вячеславовна Бибикова, Александра Олеговна Карзанова, Формирование профессионально-личностной компетентности будущих специалистов по социальной работе. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: