Формирование политики в области безопасности движения является центральным элементом системы менеджмента безопасности движения (СМБД) в организации железнодорожного транспорта [1, 2].
Сам по себе термин «политика» в данном случае означает не политическую деятельность (английский аналог politics), а курс, линию поведения, направление деятельности, общие намерения (policy) в заявляемой области, т.е. в области обеспечения безопасности движения.
Такой курс вырабатывается высшим руководством каждой организации железнодорожного транспорта. При этом деятельность высшего руководства не ограничивается только разработкой политики. Она продолжается при реализации политики и поддержании ее в актуальном состоянии.
Через формирование политики реализуется требование управляемости всеми связанными с обеспечением безопасности движения процессами деятельности организации железнодорожного транспорта со стороны высшего руководства, проявления его лидирующей роли.
Процесс формирования политики является многоступенчатым, а степень, глубина проработки различных составляющих политики в области безопасности движения зависят от степени зрелости СМБД по мере ее постоянного улучшения в организации железнодорожного транспорта.
При формировании политики можно условно выделить две циклически повторяющиеся стадии:
● разработка политики;
● доведение политики до сведения работников и других заинтересованных сторон.
Разработка политики предполагает документирование ее предписаний. Но это не значит, что все компоненты политики должны быть обязательно изложены в одном единственном документе.
По мере разработки и улучшения СМБД отдельные компоненты политики могут содержаться в следующих документах:
● бизнес-плане создания и развития компании;
● положении о корпоративных ценностях компании;
● концепции создания и функционирования СМБД;
● приказе (распоряжении) о создании и порядке ввода в действие СМБД;
● декларации о политике в области безопасности движения;