Посла распада СССР и окончания холодной войны установилась однополярная система во главе с Соединенными Штатами Америки, а поражение социал-коммунистической идеологии заставило многих выдающихся ученых и экспертов говорить о завершении эпохи блоковой политики. Однако несмотря на все надежды, роспуск Организации Варшавского Договора (ОВД) не привел к аналогичному процессу в Североатлантическом альянсе (НАТО). Напротив, США рассматривали НАТО в качестве инструмента сохранения и укрепления своего глобального влияния. Блоковая политика Альянса во многом определялась актуальными стратегическими императивами, которые формулировались в основополагающих документах — стратегических концепциях [1, с. 13]. Деятельность и основные приоритеты НАТО в Закавказье, как и в иных регионах мира, зависит от эволюции этих концепций, которые за два десятилетия претерпели значительные изменения. Таким образом, для понимания политики Североатлантического альянса в Закавказье необходимо проанализировать трансформацию самой организации.
В 2000-х гг. отечественным и зарубежным экспертам стало очевидно, что НАТО, созданная для борьбы с традиционными угрозами, будет сложно найти свое место в постбиполярной системе. Известный американский политолог Джозеф Наймладший, рассуждая о будущем организации, отметил, что у Альянса есть две опции: первая — прекратить свое существование (концепция «Out of business»), вторая — выработать новые стратегические цели и выйти за пределы традиционных зон ответственности (концепция «Out of area») [2, с. 6]. По мнению профессора Найамладшего, второй сценарий позволил бы НАТО правом расширять свою зону влияния в разных частях мира. Новыми зонами влияния стали Балканы, Ближний Восток и Южное Средиземноморье. Для этих регионов в НАТО были разработаны специальные программы типа «Средиземноморского диалога» и «Стамбульской инициативы сотрудничества» [3, с. 28].
На постсоветском пространстве особый геостратегический интерес представляли страны Закавказья и Средней Азии. Збигнев Бжезинский — бывший советник по национальной безопасности в администрации президента Джимми Картера — охарактеризовал Закавказье как «Евразийские Балканы», имеющие важное стратегическое значение для НАТО. В своих многочисленных работах Бжезинский приводит ряд причин, по которым Североатлантический альянс должен расширять свое влияние в регионе [4, с. 27]: