История перечней лекарств началась в 1977 г., когда Всемирная организация здравоохранения опубликовала первый из них. В нашей стране первый Перечень жизненно необходимых и важнейший лекарственных препаратов (ЖНВЛП) вышел в 1992 г., но в нем примерно половина лекарств была включена по торговым названиям. В дальнейшем перечень стали составлять по международным непатентованным наименованиям (МНН), то есть фактически по действующему веществу. Поначалу перечень пересматривался нерегулярно, критерии включения в него были непрозрачными.
В 2014 г. были приняты четкие правила формирования этого документа, согласно которым он должен пересматриваться ежегодно. Новые правила позволили максимально «оцифровать» критерии включения, сделать более объективным и прозрачным процесс экспертизы данных и принятия решения по включению в перечень новых препаратов и исключению из него устаревших или малоэффективных. На основании Перечня ЖНВЛП формируются все другие ограничительные перечни лекарств: для обеспечения льготных категорий пациентов, программы «7 высокозатратных нозологий», минимального аптечного ассортимента. В нашей стране зарегистрировано уже более 20 тысяч лекарств. В перечень 2016 г. входит 646 препаратов по МНН. Это значит, что фактически по нему доступны пациентам несколько тысяч препаратов — по каждому МНН может быть зарегистрировано от нескольких единиц до нескольких десятков торговых названий [2].
В продолжение цикла статей в настоящей рубрике, посвященных анализу существующих на сегодняшний день правил, регламентирующих формирование перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, следует рассмотреть роль локализации производства. В свете последних изменений в законодательстве, вопросы импортозамещения и поддержки отечественных производителей являются одними из самых актуальных для российской системы здравоохранения. В настоящей статье подробно рассматривается существующая роль локализации лекарственных препаратов в структуре интегральных шкал оценки лекарственного препарата при проведении экспертизы по формированию перечней, а также представлены предложения по совершенствованию имеющихся подходов в рассматриваемом вопросе.