По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI: 10.33920/med-03-2011-03

Формирование модели взаимоотношения в системе «врач-пациент» при лечении осложнений коронавирусной инфекции нового типа COVID-19

Липатов Кирилл Сергеевич кандидат медицинских наук, главный врач Клинической больницы № 2 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, Нижний Новгород, 603001, kir_lipatov@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4556-5171
Заречнова Наталья Владимировна кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по лечебной работе Клинической больницы № 2 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, Нижний Новгород, 603001, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, 603005, nvzar@mail.ru
Липатов Дмитрий Кириллович студент ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, 603005, санитар инфекционного госпиталя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, Нижний Новгород, 603001

Статья посвящена анализу модели взаимоотношений врача и пациента в условиях пандемии коронавирусной инфекции нового типа. Исследование проводилось методом опроса пациентов инфекционного госпиталя, организованного на базе федерального медицинского центра, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь. Согласно полученным данным, все пациенты были удовлетворены качеством оказания медицинской помощи. Респонденты отметили высокий уровень внимания и заботы врачей об их здоровье. Опрос показал также должный уровень реализации прав пациента на получение информации о состоянии здоровья. Пациенты отметили тяжелые условия труда медицинских работников и обоснованность государственных мер финансовой поддержки. В заключение автором отмечено формирование модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов, сочетающей патерналистскую и кооперативную.

Литература:

1. Александрова О.Ю., Крюкова А.А., Горелов М.В. Механизм реализации прав граждан в сфере охраны здоровья при обращении в медицинскую организацию. Вестник Росздравнадзора. 2014. 3: 71–77.

2. Александрова О.Ю., Крюкова А.А., Бойко О.И. Реализация прав граждан на получение и передачу информации о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве. Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. 1: 60–71.

3. Кром И.Л., Еругина М.В., Ерёмина М.Г., Ковалев Е.П., Власова М.В. Современные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге. Биоэтика. 2019. 1 (23): 27–29.

4. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П. Значение уровня образования и места жительства пациента в построении его правозаконных отношений с врачом муниципального лечебного учреждения. Социология медицины. 2009. 1 (14): 27–29.

5. Фарбер Е.В., Сергеев Ю.Д., Шурупова Р.В. Социологические и правовые аспекты ошибок, совершаемых врачами и пациентами. Социология медицины. 2015; 14 (2): 16–19.

6. Сергеев Ю.Д., Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Врач и пациент: этические и правовые аспекты взаимоотношений. Медицинское право. 2016. 1: 3–6

7. Абаева О.П. Научное обоснование и пути оптимизации реализации прав пациента в Российской Федерации: дис. … д-ра мед. наук / ГОУВПО «Первый МГМУ им. Сеченова». — Москва. 2011: 275 с.

8. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Никитин Д.А., Тарычев В.В. Современное состояние нормативно-правового обеспечения права пациента на автономию при оказании скорой медицинской помощи врачебными и фельдшерскими выездными бригадами. Медицинское право. 2010. 6: 37–31.

9. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Агафонова Е.А. Проблемы юридического сопровождения медицинской помощи ребенку. Экономика здравоохранения. 2009. 9: 31–35.

10. Еругина М.В., Кром И.Л., Шмеркевич А.Б. Контент-анализ правовых актов и определение направлений оптимизации паллиативной помощи в современной России. Саратовский научно-медицинский журнал. 2015; 11 (4): 506–510.

11. Александрова О.Ю., Кузнецова Ю. Е. Экспертиза негативных последствий (неблагоприятных исходов) в медицинской практике на основе общих методических подходов, используемых при производстве судебно-медицинских экспертиз. Сеченовский вестник. 2014. 3 (17): 34–39.

12. Филиппов Ю.Н., Эделев Н.С., Краев И.П., Абаева О.П. Соблюдение. Медицинское право. 2008. 2: 39–42.

13. Решетников А.В., Стадченко Н.Н., Соболев К.Э. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Социология медицины. 2015; 14 (1): 19– 25.

14. Решетников А.В. Застрахованный как объект медико-социологического мониторинга. Социология медицины. 2014; 13 (2): 3–9.

15. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика)/ учебное пособие для студентов медицинских вузов. — Москва: Медицина. 2006.

16. Разрешите вам представить: начальник юридического отдела Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства Сергеева Дарья Сергеевна. Главврач. 2020; 3: 10–14.

17. Филиппов Ю.А., Эделев Н.С., Краев И.П., Абаева О.П. Значение анализа жалоб населения в оценке качества медицинской помощи. Медицинский альманах. 2007. 1: 18–20.

18. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Егорова Т.В. Значение работы с письменными обращениями населения в территориальный орган управления здравоохранением в оценке организационно-правового обеспечения отрасли. Проблемы управления здравоохранением. 2007. 4: 29–32.

19. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю., Щельина Н.Ю. Удовлетворенность пациента как один из критериев качества акушерско-гинекологической помощи (по результатам анализа письменных обращений населения г. Н. Новгорода). Акушерство и гинекология. 2013. 7: 67–71.

20. Абаева О.П. Отношение студентов и преподавателей к дистанционному обучению в период эпидемии коронавирусной инфекции нового типа. Главврач. 2020. 6: 36–43.

21. Мурыгина М.М., Абаева О.П. Актуальные вопросы допуска медицинских работников к выполнению должностных обязанностей в период эпидемии коронавирусной инфекции нового типа. Главврач. 2020. 7: 40–47.

22. Разрешите вам представить: заместитель главного врача по медицинской части Клинической больницы № 2 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, кандидат медицинских наук, Заречнова Наталья Владимировна. Главврач. 2020; 7: 6–12.

1. Aleksandrova O.Yu., Kryukova A.A., Gorelov M.V. The mechanism for implementing the rights of citizens in the field of health protection when applying to a medical organization. Bulletin of Roszdravnadzor. 2014. No. 3. Pp. 71-77.

2. Aleksandrova O.Yu., Kryukova A.A., Boyko O.I. Implementation of citizens' rights to receive and transmit information about health status and medical intervention. Legal issues in healthcare. 2014. No. 1. Pp. 60-71.

3. Krom I.L., Erugina M.V., Eryomina M.G., Kovalev E.P., Vlasova M.V. Modern transformations of the medical space from medical care to medical service. Bioethics. 2019. No. 1 (23). Pp. 27-29.

4. Filippov Yu.N., Abaeva O.P. The significance of the patient's level of education and place of residence in building his legal relations with the doctor of a municipal medical institution. Sociology of medicine. 2009. No. 1 (14). Pp. 27-29.

5. Farber E.V., Sergeev Yu.D., Shurupova R.V. Sociological and legal aspects of mistakes made by doctors and patients. Sociology of medicine. 2015. Vol. 14. No. 2. Pp. 16-19.

6. Sergeev Yu.D., Sokol A.F., Shurupova R.V. Doctor and patient: ethical and legal aspects of the relationship. Medical law. 2016. No. 1. Pp. 3-6.

7. Abaeva O.P. Scientific justification and ways to optimize the implementation of patient rights in the Russian Federation. Thesis of PhD in Medicine/ SEIHPE I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. Moscow, 2011 – 275 p.

8. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Nikitin D.A., Tarychev V. V. Current state of regulatory and legal support of the patient's right to autonomy in the provision of emergency medical care by medical and paramedic mobile teams. Medical law. 2010. No. 6. Pp. 37-31.

9. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Agafonova E.A. Problems of legal support of medical care for a child. Healthcare economics. 2009. No. 9. Pp. 31-35.

10. Erugina M.V., Krom I.L., Shmerkevich A.B. Content analysis of legal acts and determination of the directions of optimization of palliative care in modern Russia. Saratov scientific and medical journal. 2015. Vol. 11. No. 4. Pp. 506-510.

11. Aleksandrova O.Yu., Kuznetsova Yu.E. Examination of negative consequences (adverse outcomes) in medical practice on the basis of general methodological approaches used in the production of forensic medical examinations. Sechenovsky Bulletin. 2014. No. 3 (17). Pp. 34-39.

12. Filippov Yu.N., Edelev N.S., Kraev I.P., Abaeva O.P. Compliance with the patient's rights as a criterion of legal literacy of medical personnel of medical institutions. Medical law. 2008. No. 2. Pp. 39-42.

13. Reshetnikov A.V., Stadchenko N.N., Sobolev K.E. Satisfaction of Russians with the quality of medical care in the system of compulsory medical insurance. Sociology of medicine. 2015. Vol. 14. No. 1. Pp. 19-25.

14. Reshetnikov A.V. Insured person as an object of medical and sociological monitoring. Sociology of medicine. 2014. Vol. 13. No. 2. Pp. 3-9.

15. Yarovinskiy M.Ya. Medical ethics (bioethics)/ manual for medical students/ Moscow: Meditsina, 2006.

16. Let us introduce you: Darya Sergeeva, head of the Legal Department of the Federal Budgetary Healthcare Institution Volga District Medical Center under the Federal Medical and Biological Agency. Chief medical officer. 2020. No. 3. Pp. 10-14.

17. Filippov Yu.A., Edelev N. S., Kraev I.P., Abaeva O.P. The importance of analyzing complaints of the population in assessing the quality of medical care. Medical almanac. 2007. No. 1. Pp. 18-20.

18. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Egorova T.V. The importance of working with written requests from the population to the territorial healthcare management body in assessing the organizational and legal support of the industry. Problems of healthcare management. 2007. No. 4. Pp. 29-32.

19. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Filippov A.Yu., Schelyina N.Yu. Patient satisfaction as one of the criteria for the quality of obstetric and gynecological care (based on the analysis of written requests from the population of Nizhny Novgorod). Obstetrics and gynecology. 2013. No. 7. Pp. 67-71.

20. Abaeva O.P. The attitude of students and teachers to distance learning during the epidemic of the new type of coronavirus infection. Chief medical officer. 2020. No. 6. Pp. 36-43.

21. Murygina M.M., Abaeva O.P. Topical issues of admission of medical workers to perform official duties during the epidemic of a new type of coronavirus infection. Chief medical officer. 2020. No. 7. Pp. 40-47.

22. Let us introduce you: Zarechnova Nataliya Vladimirovna, deputy chief medical officer of the Clinical Hospital No. 2 of the Federal Budgetary Healthcare Institution Volga District Medical Center under the Federal Medical and Biological Agency, PhD Candidate in Medicine. Chief medical officer. 2020. No. 7. Pp. 6-12.

Кризис во взаимоотношениях в системе «врач — пациент» и причины, его обусловившие, являются темой многочисленных научных исследований в области общественного здоровья и здравоохранения [1, 2], медицинской этики [3], медицинского права и судебно-медицинской экспертизы [4–12], социологии медицины [13, 14]. Переход от патерналистской модели взаимоотношений врача и пациента, имевшей преимущественное применение в отечественной медицине до последнего десятилетия прошлого века, к современной, включающей элементы хозрасчетного или инженерно-технического варианта, не привел к формированию взаимного доверия между сторонами [7, 15]. В рамках современного законодательства деятельность медицинских организаций воспринимается обществом как оказание медицинских услуг, соответственно, пациент, находящийся в роли потребителя, считает вполне допустимым предъявлять самые различные, в том числе не всегда обоснованные, требования к их исполнению [16]. Для руководителей медицинских организаций следствием сложившейся ситуации является постоянный рост числа жалоб пациентов и их родственников в самые различные вышестоящие инстанции, а также гражданско-правовых исков, имеющих целью получение пациентами финансовых выплат от медицинской организации [7, 17–19].

В текущем 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции нового типа COVID-19 существенно изменила многие стороны жизни российского общества [20, 21], в том числе возросло понимание роли врачей, медицинских сестер и санитарок в обеспечении благополучия россиян. Вышеизложенное нашло подтверждение и в мерах финансовой поддержки работников инфекционных госпиталей, и в оценке вклада многих медиков в борьбу с пандемией в форме наград государственного уровня.

Целью исследования явилось проведение медико-социологического анализа отношения в системе «врач — пациент» в период пандемии коронавирусной инфекции нового типа COVID-19.

Работа выполнялась на базе инфекционного госпиталя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, где в период с марта по август 2020 г. функционировал инфекционный госпиталь [22].

Для Цитирования:
Липатов Кирилл Сергеевич, Заречнова Наталья Владимировна, Липатов Дмитрий Кириллович, Формирование модели взаимоотношения в системе «врач-пациент» при лечении осложнений коронавирусной инфекции нового типа COVID-19. Врач скорой помощи. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: