По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации

Грошев А. Р. д-р экон. наук, профессор, Сургутский государственный университет, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут
Ширинкина Е. В. д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время существуют запросы организаций на ключевые навыки будущего. Они находят отражение в моделях основных навыков, которые разрабатываются различными государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследователями. Изменения в бизнес-процессах организаций, связанные с распространением новых технологий, в том числе автоматизации, цифровизации и экологизации производства, приводят к появлению новых требований к работникам. Разрыв между этими требованиями и имеющимися навыками ведет к навыковым пробелам. В исследовании выявлена потребность в навыковых наборах, необходимых для соответствия этим профессиям. Авторами представлены две концептуальные модели навыков будущего, которые, на их взгляд, наиболее полно отражают общие направления развития организаций в условиях цифровизации.

Литература:

1. WEF. Четвертая промышленная революция. Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum. org/docs/WEF_Четвертая_промышленная%20 революция.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

2. Хмыз О.В. Цифровая институализация на глобальном, международном и национальных уровнях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. — 2021. — № 1 (53). — С. 31–40.

3. Economics of Transition. Educational upgrading, structural change and the task composition of jobs in Europe. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=3132800 (дата обращения: 15.09.2021).

4. Гишкаева Л. Л., Катаев А. А., Хехаева З.В. Новые вызовы для рынка труда // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 8 (78). — С. 40–43.

5. Kausar S., Oyelere S. S., Salal Ya. K., Hussain S., Cifci М.А., Hilcenko S., Iqbal M.S., Zhu W., Xu H. Mining smart learning analytics data using ensemble classifiers // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. № 15 (12). Р. 81–102.

6. Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. — 2017. № 11 (4). — С. 6–8.

7. McKinsey Global Institute. A future that works: AI, automation, employment, and productivity. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey. com/~/media/mckinsey/ featured%20insights/Digital%20Disruption/ Harnessing%20automation%20for%20a%20 future%20that%20works/MGI-A-future-thatworks-Executive-summary.ashx (дата обращения: 15.09.2021).

8. Широкова И. Рынок труда — адаптация к новым вызовам // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. — 2018. — № 5. — С. 60–63.

9. Kolyasnikov M. S., Kelchevskaya N. R. Knowledge management strategies in companies: trends and the impact of industry 4.0 // The Manager. 2020. № 11 (4). С. 82–96.

10. Velikanov V. S., Dyorina N. V. , Korotkova A.N., Dyorina K. S. The challenges of industry 4.0 and the need for new answers in the mining industry // Известия Уральского государственного горного университета. 2021. № 2 (62). Р. 154–166.

11. PwC. Industry 4.0: Building the digital enterprise. 2016. URL: https://www.pwc.com/ gx/en/industries/industries-4.0/landing-page/ industry-4.0-building-your-digital-enterpriseapril-2016.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

12. Pollack G.A., Ufimtseva O.V. Analysis of employees competencies in the industry 4.0 // Journal of Computational and Engineering Mathematics. 2020. № 7 (2). Р. 31–39.

13. Sheviakova A. L., Tugina I. V., Malitskaya N. A. Development of competencies of enterprise personnel under the influence of industry 4.0, including the role of ngo // Актуальные проблемы современности. 2020. № 4 (30). Р. 95–100.

14. Ширинкина Е.В. Трансформация концепции управления человеческим капиталом в зависимости от этапов развития промышленности // Вопросы управления. — 2019. — № 2 (38). — С. 269–274.

15. WEF. The Future of Jobs Report. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. weforum.org/reports/the-future-of-jobsreport-2020 (дата обращения: 15.09.2021).

В условиях развития цифровизации ожидается значительное снижение доли рутинных задач в обязанностях сотрудников [1, 2]. Кроме того, необходимость выпуска высококонкурентной продукции и услуг требует от персонала умений эффективного взаимодействия друг с другом и с потенциальным потребителем инновационного продукта [1].

В результате будет увеличиваться количество профессий, связанных с нерутинными операциями на основе высокой экспертизы, а также с такими универсальными компетенциями, как кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативность и другие социально-эмоциональные навыки. Поэтому переподготовка в сфере развития «мягких» навыков становится неизбежным и важным элементом адаптации организаций к новым условиям и подготовки сотрудников к другому типу задач.

До пандемии наблюдалась тенденция к появлению большого числа новых рабочих мест, требующих квалифицированных работников с развитыми социальными и лидерскими навыками и умением адаптироваться к меняющимся требованиям рынка [3]. Компании все больше ориентируются на наем и удержание таких высококвалифицированных кадров, поскольку они в восемь раз более продуктивны [3, 4].

Среди успешных стратегий по удержанию специалистов можно выделить следующие:

1. Предоставление сотрудникам четкого понимания будущего организации. Сотрудникам важно понимать не только цели компании, но и стратегии их достижения.

2. Применение этических стандартов в рабочих процессах. Для удержания специалистов работодателю необходимо выстраивать прозрачную культуру в организации, учитывая этические нормы.

3. Использование эмпатических подходов для мотивации сотрудников. Работодателям рекомендуется руководствоваться персональными подходами мотивации и управления.

4. Создание возможностей для переподготовки или повышения квалификации сотрудников. Специалистам необходимо иметь возможность изменять траектории своего развития. Рекомендуется предоставлять широкие возможности для повышения квалификации и переподготовки.

Для Цитирования:
Грошев А. Р., Ширинкина Е. В., Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала