Ликвидационная стоимость объекта недвижимости — это установленная материальная величина, за которую объект может быть быстро реализован. Ликвидационная стоимость устанавливается при необходимости срочной продажи объектов недвижимости, т. е. при вынужденном выставлении этих объектов на торги. Обычно ликвидационная стоимость устанавливается ниже рыночной стоимости, однако при правильно организованном менеджменте цена может быть сопоставимой со стандартными ценами на рынке. При определении ликвидационной стоимости очень часто используется информация о размерах остаточной стоимости оцениваемого объекта недвижимости. Формирование ликвидационной стоимости связано с рядом факторов, в том числе месторасположением объекта и размер ом издержек, которые могут возникнуть при перемещении этого объекта.
Инструмент ликвидационной оценки нередко используется при завершении работы с объектами долгостроя федерального фонда. Формируется ликвидационная оценка для работы с обанкротившимися предприятиями, что особенно актуально на фоне кризисной ситуации на экономическом рынке. Такая оценка предполагает оперативную распродажу объектов для того, чтобы рассчитаться с кредиторами и погасить задолженность.
Как правило, при банкротстве и наличии неисполненных долговых обязательств именно временной фактор играет решающую роль. Проданные активы могут не покрыть всех долгов, и все же предприятиям критически важно как можно быстрее избавиться от активов. В условиях экономического кризиса оценка ликвидационной стоимости объектов собственности выходит на особое место.
Ликвидационная оценка недвижимости — это процесс формирования ликвидационной цены для продажи недвижимости в краткие сроки в связи с наступлением вынужденных обстоятельств при ликвидации юридического лица. Сроки продажи являются индивидуальными в зависимости от каждого конкретного случая. Решение о ликвидации юридического лица может быть как вынужденным, так и добровольным.
При добровольной ликвидации существует больше возможностей для более выгодной реализации недвижимости: это позволяет подготовить больше концепций продаж, оптимальный график реализации, разработать детальный план действий. Еще одно понятие — «конкурсная масса». Под конкурсной массой подразумевается имущество должника, распродаваемое на аукционе в установленных временных границах.