Сегодня, когда мир стремительно меняется, появляются различные новые угрозы и опасности, важно сосредоточиться на духовности и просвещении, нравственном воспитании, стремлении молодых людей к знаниям, совершенству [5, Б. 27–28]. По этой причине осуществление данной задачи находится в центре проводимых реформ в сфере духовности. В этом процессе особая роль принадлежит религии, в частности исламу. Об этом свидетельствует история узбекского народа. В настоящее время ислам и его ценности служат фундаментом духовности и культуры узбекского народа. Все религии в их системе и ислам направляют человечество к справедливости, толерантности, терпению, доброте и гуманизму. Всё это составляет основу учения ислама и его святых источников.
Как известно, формирование культуры толерантности и внедрение ее в сознание народа основано на национальной духовности и менталитете народа. Вопросы, связанные с данной проблемой, также нашли свое отражение в философской литературе, появившейся после независимости. Значение религии также важно в деле разъяснения населению сущности толерантности, в котором она может стать плодотворным фактором. За последние годы в научной литературе в основном определены следующие принципы в отношении религии. Они указывают, что религия:
— особая сфера, составляющая основу духовности и культуры;
— на всех этапах истории культура толерантности развивалась во взаимосвязи с религиозными взглядами;
— сущность религии проявляется в том, что она через чувства справедливости, доброты, милосердия, гуманизма способствует формированию идеи толерантности в сознании народа;
— формирование здорового и либерального отношения к религии — важная задача сферы культуры.
Культура толерантности является концепцией, определяющей будущее развития нашего гражданского общества. Отвечая духовным потребностям, она объединяет и направляет членов общества для выполнения задач, стоящих на пути его развития. Гармония идеи толерантности с духовностью способствует развитию духовных ценностей народа и выражается в следующем: