По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 671.47 DOI:10.33920/med-08-1911-06

Формирование культуры питания школьников в системе профилактической работы общеобразовательной организации

Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, в.н.с. научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Е-mail: leoden51@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: sjelene@yandex.ru
Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: avramenko_vg @mail.ru

Опираясь на данные четырехлетнего мониторинга представлений, мотивации и реального пищевого поведения школьников, авторы акцентируют внимание на необходимости формирования культуры питания школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для повышения результативности такой работы необходим системный подход к организации профилактической работы и сотрудничество с семьей в закреплении ценности здоровья и ЗОЖ.

Литература:

1. Денисов, Л. А. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве / Л. А. Денисов, Е. В. Нехорошева, В. Г. Авраменко // Санитарный врач. — 2017. — № 10 (164). — С. 20–31.

2. Афашагова А. А. Эндоэкологические основы формирования культуры питания у студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=658 (дата обращения: 22.07.2019).

3. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Чистяков В. А. Культура питания спортсмена: учеб. пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 2011. — 191 с.

4. Горелова Ж. Ю., Бобрищева-Пушкина Н. Д. Изучение домашнего питания школьников Москвы: мат-лы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29–31 октября 2018 г.) // Вопросы питания. — 2018. — Т. 87, № 5 (приложение). — С. 135–136.

5. Васютина И. В., Симонова А. А. Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы X Междунар. науч. конф. (Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Молодой ученый, 2018. — С. 15–22 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13957/ (дата обращения: 22.07.2019).

6. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Маркосян А. А., Авчинникова С. О., Савичева Н. М., Елисеев А. П. Диагностика и формирование стиля здорового образа жизни учащихся и студенческой молодежи: коллективная монография. — М.: МГПУ, 2014. — 143 с.

7. Беллон М. А. Культура питания: особенности ценностных смыслов // Вестник СПбГУК. — 2018. — № 2 (35) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ kultura-pitaniya-osobennosti-tsennostnyh-smyslov (дата обращения: 20.07.2019).

8. Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Денисов Л. А. Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве Зеленоградского АО г. Москвы // Санитарный врач. — 2019.

9. Нехорошева Е. В. Денисов Л. А., Авраменко В. Г. Оценка готовности педагогического сообщества к командному взаимодействию в сохранении и укреплении здоровья обучающихся: сб. науч. статей по итогам Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровьеформирующая среда в современной школе» / Сост. и отв. ред. И. В. Рябова. — М.: Изд-во МГПУ, 2018. — С. 34–42.

10. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Исследование отношения школьников к соблюдению режима дня как важнейшему фактору, определяющему здоровый образ жизни // Санитарный врач. — 2019. — № 9 (188). — С. 62–73.

Отметим, что питание учащихся в столичных образовательных организациях осуществляется по единым утвержденным рационам. Правда, пищевая и энергетическая ценность основных рационов завтраков и обедов учащихся школ определяется размером ежегодно выделяемых на это денежных средств.

Что касается охвата горячим питанием школьников, то, по данным Роспотребнадзора в зеленоградском АО г. Москвы, в последние годы он составляет в пределах 95 % от общего числа учащихся в образовательных организациях округа, что видно из табл. 1.

Малоизученной стороной вопроса является питание школьников дома, где зачастую нарушается структура питания и пищевой статус детей и подростков. Привычный рацион питания школьников всех возрастов включает в себя недостаточное количество овощных супов и овощных гарниров, молочных продуктов и фруктов, наблюдается чрезмерно частое потребление колбас. К старшим классам увеличивается количество школьников, которые пренебрегают в учебные дни домашними завтраками. Таким образом, необходима коррекция привычного домашнего питания школьников, которая возможна лишь при целенаправленной образовательной работе с родителями. В то же время сформированные пищевые привычки должны быть учтены при формировании меню школьного питания [2].

Для общеобразовательных организаций задача воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни вытекает из требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой определены задачи совершенствования организации школьного питания.

В самом общем виде культура питания, по мнению ряда авторов, это система знаний и практического опыта, направленного на оздоровление посредством употребления пищи. Это знания о физиологии пищеварения, о режиме питания и питьевом режиме, о количестве и качестве пищи, правилах ее употребления.

В педагогической науке проблема формирования культуры питания у детей рассматривалась в исследованиях Н. П. Абаскаловой, Г. А. Апанасенко, Р. И. Айзмана, Л. В. Байкаловой, Н. А. Бирюкова, Э. Н. Вайнера, В. Н. Ирхина, Э. М. Казина, Г. А. Калачева. В научных исследованиях последних лет (В. Ф. Базарный, Л. А. Жданова, Н. К. Иванова, Т. В. Русова) описаны здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на формирование культуры питания и здорового образа жизни детей.

Для Цитирования:
Денисов Леонид Анатольевич, Нехорошева Елена Владимировна, Авраменко Вера Григорьевна, Формирование культуры питания школьников в системе профилактической работы общеобразовательной организации. Санитарный врач. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: