По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 711.6+625.741

Формирование интермодальных транспортно-пересадочных узлов и станций в г. Баку и Бакинской агломерации

М.Ф. Нарбеков Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Россия

В статье дается определение интермодального транспортно-пересадочного узла и станции, представлена градостроительная иерархия данных объектов, проводиться анализ мультимодальной транспортной системы Бакинской агломерации и ее ядра, рассматривается включение инфраструктуры альтернативных способов мобильности в существующую планировочную структуру интермодальных узлов и станций Бакинской агломерации, представлен комплекс мер по реализации концепции развития мультимодальной транспортной инфраструктуры столичного региона Азербайджанской Республики.

Литература:

1. Мороз Д.Г. Особенности планирования и организации транспортно-пересадочных узлов / Д.Г. Мороз, С.С. Титова, А.С. Коротаев // Наука, техника и образование. — 2017. — № 2 (32). — С. 39–42.

2. Николаева Р.В. Транспортно-пересадочные узлы как решение проблемы загруженности уличнодорожной сети г. Казани / Р.В. Николаева, А.Н. Ершова // Вестник НЦ БЖД. — 2016. — № 2 (28). — С. 45–50.

3. Третьякова П.А. Coвременные методы повышения эффективности транспортных систем городов / П.А. Третьякова, В.И. Клевенко // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. — 2012. — № 1. — С. 101-108.

4. Odile Heddebaut, Derek Palmer. Multimodal City-Hubs and Their Impact on Local Economy and Land Use // HAL: мультидисциплинарный архив научных публикаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hal.archivesouvertes.fr/hal-01073030/ document (дата доступа: 12.08.2017).

5. Todd Litman. Introduction to Multi-Modal Transportation Planning. Principles and Practices // Victoria Transport Policy Institute [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vtpi.org/ multimodal_planning.pdf (дата доступа: 29.09.2017).

6. Нарбеков М.Ф. Комплексное благоустройство улиц и повышение безопасности на дорогах (опыт Канады и США) / М.Ф. Нарбеков // Безопасность в техносфере. — 2016. — Т. 5. — №. 3. — C. 34–40.

7. Опыт разработки концепций транспортного обслуживания транспортно-пересадочных узлов Лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://labgrad.ru/d/180205/d/ opyt_proyektirovaniya_tpu_ labgrad.pdf (дата доступа: 15.08.2017).

8. Вакуленко С.П. Планировочная структура транспортно-пересадочных узлов / С.П. Вакуленко, Н.Ю. Евреенова // Мир транспорта. — 2012. — № 5 (43). — С. 100-104.

9. Хайруллина Ю.С. Общие положения функционально-пространственной организации современного транспортно-коммуникационного узла / Ю.С. Хайруллина // Известия КГАСУ. — 2011. — № 4 (18). — С. 155-165.

10. Власов Д.Н. К вопросу о классификации транспортно-пересадочных узлов города / Д.Н. Власов // Вестник МГСУ. — 2009. — № 3. — С. 47-51.

11. Бочаров Ю.П. Ранжирование транспортно-пересадочных узлов городской интермодальной транспортной системы / Ю.П. Бочаров, М.Л. Петрович, А.С. Баранов // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. — 2013. — № 31-2(50). — С. 430–436.

12. Вакуленко С.П. О классификации транспортно пересадочных узлов / С.П. Вакуленко, Н.Ю. Евреенова // Мир транспорта. — 2011. — № 5 (38). — С. 130–132.

13. Нарбеков М.Ф. Aнализ транспортной обеспеченности и потенциальной доступности лучших аэропортов мира / М.Ф. Нарбеков // Научный форум: Технические и физико-математические науки (Москва, 2017): сб. ст. по материалам VI Международной заочной научно-практической конференции. — № 5 (6). — M.: МЦНО, 2017. — C. 145–153.

Организация интермодальных транспортно-пересадочных узлов (ИТПУ) и интермодальных станций (ИС) играет немаловажную роль в оптимизации перевозочного процесса [1–3] и сокращении времени передвижения пользователей различных видов транспорта; служит катализатором развития прилегающих территорий при комплексном подходе в разработке стратегических планов развития [4]; является фактором увеличения количества рабочих мест; предоставляет больший выбор способов передвижения [5]; рационализирует использование городских территорий; стимулирует развитие малого и среднего бизнеса [6]. В этой связи исследование развития мультимодальной транспортной системы является особенно актуальной.

На сегодняшний день общегородская инфраструктура таких видов транспорта, как трамвай и велосипед, в городах Бакинской агломерации (БА) отсутствует; фуникулерное, метробусное, воздушное и морское сообщение не получило широкого распространения, а развитие этих способов мобильности требует дополнительного рассмотрения и обоснования.

Интермодальный транспортно-пересадочныйузел (ИТПУ) — это инфраструктурный элемент транспортной системы населенных пунктов (НП), в котором осуществляется изменение способа передвижения пассажиров, взаимодействие магистральных и городских видов транспорта, перераспределение пассажирских потоков между видами транспорта и направлениями движения в целях оптимизации перевозочного процесса [7, 8].

В структуру многофункциональных ИТПУ могут быть включены различные объекты торговли, обслуживания, отдыха и развлечения населения (рестораны, кафе, магазины, спортплощадки, гостиницы, кинотеатры, экспозиционные залы и т.п.) [9].

Интермодальная станция (ИС) или пересадочный пункт — объект транспортной инфраструктуры НП, предназначенный для остановки общественного транспорта с целью высадки и посадки пассажиров, пересадки с одного вида транспорта на другой, изменения способа мобильности.

По иерaрхии ИТПУ и ИС можно разделить на локальные, районные, городские, региональные (агломерационные), республиканские, международные [10–12]. Данная типология схожа с классификацией автомобильных дорог общего пользования, которые подразделяются на скоростные магистральные дороги междугороднего сообщения (условно категория I), городские магистрали (II), общегородские проспекты, улицы и дороги (III), районные проспекты, улицы и дороги (IV), внутриквартальные дороги (V).

Для Цитирования:
М.Ф. Нарбеков, Формирование интермодальных транспортно-пересадочных узлов и станций в г. Баку и Бакинской агломерации. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: