Репутация представляет для организации ценный стратегический нематериальный актив, способный материализоваться в деятельности компании, приносить доходы и увеличивать капитализацию компании.
Так, по мнению специалистов, стоимость деловой репутации достигает 85% рыночной стоимости компании [4; 11].
Существует множество подходов к определению деловой репутации и репутационного риска. В обобщенном виде репутация — общественная оценка, общее мнение о чьих-либо достоинствах [4; 8].
Деловая репутация — это целостное представление о компании как субъекте определенного вида деятельности, которое складывается из восприятия и оценки результатов и последствий этой деятельности, независимо от организационно-правовых форм или масштабов, различными заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и контактными группами.
Принципиальная особенность деловой репутации — это совокупность качественных преимуществ деятельности экономического субъекта в условиях конкуренции, объективно констатируемых и оцениваемых [4; 8].
Определение деловой репутации дает также МСФО (IFRS) 3, в соответствии с которым деловая репутация — это будущие экономические выгоды, возникающие в связи с активами, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны.
С точки зрения клиентов информативными критериями оценки репутации являются качество выпускаемой продукции, ее цена, доступность и ценовая политика компании. Для кредиторов деловая репутация компании заключается в ее кредитной истории; для сотрудников — в системе трудовых отношений, мотивации персонала; для государства — в уровне социальной ответственности, полноте выплаты налогов и т. д.
По критерию ПБУ 14/2007, количественная мера стоимости компании (гудвилл) — это стоимостная оценка набора активов, которая может быть определена только в результате продажи всей совокупности активов как целостного имущественного комплекса в виде разницы между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее активов.