Присущая любому предприятию, корпоративная культура одновременно является и средством управления, и рычагом мотивации сотрудников. Формируя лояльность к предприятию, она напрямую влияет на производительность и эффективность трудовой деятельности, на качество работы, на характер производственных и личностных отношений на предприятии, на творческий потенциал людей и предприятия в целом.
Корпоративная культура формируется под воздействием стихийных и направленных факторов. К первым относятся внешняя среда, в которой функционирует предприятие, включая общественные нормы, рыночную и экономическую ситуацию, место предприятия в обществе. Ко вторым относятся целенаправленные действия руководителей высшего и среднего звена предприятия.
Конечно, легче всего создавать корпоративную культуру с нуля. Но это возможно лишь при образовании новых предприятий. Большинство же функционирующих в России предприятий существуют не один десяток лет и имеют уже устоявшуюся систему внутренних ценностных ориентиров, убеждений и правил поведения.
При формировании корпоративной культуры следует проводить корректировку ее элементов с заменой нежелательных и (или) устаревших норм, правил и традиций на элементы, отвечающие современным реалиям. Причем делать это следует постепенно и тактично во избежание резкого сопротивления и неприятия нововведений со стороны сотрудников, особенно имеющих большой стаж работы на данном предприятии [1].
К основным ключевым факторам, оказывающим влияние на формирование корпоративной культуры предприятия, можно отнести:
• нормы и требования внешней среды;
• этап развития предприятия;
• сферу деятельности предприятия;
• особенности технологии;
• личность руководителя.
Прежде чем приступать к корректировке корпоративной культуры, необходимо провести диагностику имеющейся корпоративной культуры в целом и каждой ее составляющей в отдельности.
Если рассматривать корпоративную культуру как систему, то можно выделить три уровня, на которых она проявляется: содержательный, ментальный и деятельностный. Для эффективного использования корпоративной культуры как инструмента управления бизнесом нужно, чтобы все эти уровни были понятны и осознаны.