По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01

Формирование и значимость корпоративной культуры предприятия

Корпоративная культура — это совокупность господствующих на предприятии ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Одновременно с этим она является инструментом достижения целей развития и выполняет функции: внутренней интеграции предприятия в единое целое, мотивированности каждого сотрудника на достижение общей цели, а также адаптации к изменениям ситуации на рынке.

Литература:

1. Мясникова Т.А. Управление корпоративной культурой в условиях кризиса // Регион: системы, экономика, управление. — 2012. — №1.

2. Новикова Е.Д. Корпоративная культура и управление изменениями // Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — № 7.

3. Рогожина А.В. Структурные изменения в компании: как преобразовать корпоративную культуру и сохранить человеческий капитал // Банковское дело. — 2012. — № 7.

4. Струнин Ю. Диагностика корпоративной культуры предприятия // Кадровое дело. — 2011. — № 6.

5. Уварова Е. Управление корпоративной культурой // Психология управления. — 2012. — № 2.

6. Яковлева Е.Н. Мониторинг корпоративной культуры // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 2.

7. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. — СПб.: Питер, 2011.

Присущая любому предприятию, корпоративная культура одновременно является и средством управления, и рычагом мотивации сотрудников. Формируя лояльность к предприятию, она напрямую влияет на производительность и эффективность трудовой деятельности, на качество работы, на характер производственных и личностных отношений на предприятии, на творческий потенциал людей и предприятия в целом.

Корпоративная культура формируется под воздействием стихийных и направленных факторов. К первым относятся внешняя среда, в которой функционирует предприятие, включая общественные нормы, рыночную и экономическую ситуацию, место предприятия в обществе. Ко вторым относятся целенаправленные действия руководителей высшего и среднего звена предприятия.

Конечно, легче всего создавать корпоративную культуру с нуля. Но это возможно лишь при образовании новых предприятий. Большинство же функционирующих в России предприятий существуют не один десяток лет и имеют уже устоявшуюся систему внутренних ценностных ориентиров, убеждений и правил поведения.

При формировании корпоративной культуры следует проводить корректировку ее элементов с заменой нежелательных и (или) устаревших норм, правил и традиций на элементы, отвечающие современным реалиям. Причем делать это следует постепенно и тактично во избежание резкого сопротивления и неприятия нововведений со стороны сотрудников, особенно имеющих большой стаж работы на данном предприятии [1].

К основным ключевым факторам, оказывающим влияние на формирование корпоративной культуры предприятия, можно отнести:

• нормы и требования внешней среды;

• этап развития предприятия;

• сферу деятельности предприятия;

• особенности технологии;

• личность руководителя.

Прежде чем приступать к корректировке корпоративной культуры, необходимо провести диагностику имеющейся корпоративной культуры в целом и каждой ее составляющей в отдельности.

Если рассматривать корпоративную культуру как систему, то можно выделить три уровня, на которых она проявляется: содержательный, ментальный и деятельностный. Для эффективного использования корпоративной культуры как инструмента управления бизнесом нужно, чтобы все эти уровни были понятны и осознаны.

Для Цитирования:
Формирование и значимость корпоративной культуры предприятия. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала