По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.1

Формирование и оценка интернет-бизнеса компаний

Богатырев Семен Юрьевич канд. экон. наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ 101000, г. Москва, Малый Златоустинский пер., д. 7 SPIN-код: 2429–9360 ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6080-5869 E-mail: sbogatyrev@fa.ru

Интернет-торговля стремительно развивается в России в последнее время. Более интенсивно развитие происходит в Москве. Вслед за столичным трендом устремляются регионы. Всё больше появляется предложений о продаже интернет-бизнесов. Возрастает потребность в оценке интернет-проектов, в услугах по сопровождению сделок передачи сложных технических продуктов, реализованных в Интернете, от одного собственника к другому без потери их функциональных качеств и рыночного потенциала, стоимости интернет-предприятия. Чем выгодна интернет-торговля? Кто ее основные участники? Какие факторы определяют стоимость и эффективность интернет-проекта? Как их учесть при оценке предлагаемых на продажу интернет-магазинов? Кто может это сделать? Каким оценочным подходом, каким методом пользоваться? Как будет изменяться оценка в киберпространстве по мере его развития? Пути решения этих вопросов намечены в этой статье.

Литература:

1. «ОАО «Платформа ЮТИНЕТ.РУ»: итоги первого полугодия и планы развития»: онлайн-конференция (04.10.2011). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fi nam.ru/analysis/marketnews5F2B7/default.asp

2. Методики оценки стоимости интернет-магазина. Сколько стоит интернетмагазин. Как оценить стоимость интернет-магазина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.antula.ru/internet-shop_price.htm.

3. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 1999.

4. RU-CENTER (ЗАО «Региональный сетевой информационный центр») — первый в России и крупнейший профессиональный регистратор доменов и один из ведущих хостинг-провайдеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nic.ru/dns/service/assessed_value_domain.html.

5. Асват Дамодаран. Оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. Второе издание / пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

6. Thomas A. Corr. Boom, Bust, Boom: Internet Company Valuations — From Netscape to Google. The Financier. Vol. 13/14, 2006–2007. http://www.the-fi nancier.com.

7. Brian Kettell Butterworth. Valuation of Internet and technology stocks Implication for Investment Analysis. Heinemann Oxford. — 2002.

8. Mikolaj Jan Piskorski. Mapping the Social Internet. Analysis. Harvard Business Review. July-August 2010.

9. Скандал. Счетчик Лужкова против счетчика Гозмана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2009/09/23_a_3263945.shtml.

10. Информационно-аналитический проект «Слияния и поглощения в России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mergers.ru/market/process/multiple.html.

11. Новая газета. Расследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/inquests/34610.html.

12. Преждевременный приговор: о вымирании малого бизнеса в ретейле. Эксперт онлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.liveretail.ru/articles.php?id=279.

13. Московские такси не пустят на выделенные полосы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.irn.ru/news/55492.html.

14. Мэр Москвы приравнял такси к метро, автобусам и троллейбусам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://novoteka.ru/seventexp/8907961.

Основные причины, побуждающие предпринимателей осваивать этот новый вид торговли, следующие:

• небольшой относительно инвестиций в торговую точку размер первоначального капитала для начала бизнеса;

• экономия, особенно в столи це, на текущих операционных расходах по запредельной в Москве арендной плате, складском хранении;

• удобное сегментирование сбыта средствами настройки рекламной кампании в Интернете;

• до последнего времени относительная дешевизна рекламы в Интернете. Сейчас этот фактор перестает действовать на столичном рынке рекламы;

• быстрое при соответствующей ценовой политике осваивание целевого сегмента сбыта и стабильное его удержание;

• уход от налогов.

Инициаторов проектов по организации торговли посредством интернет-технологий можно сгруппировать следующим образом:

• федеральные сетевые компании, рассматривающие сбыт через Интернет как дополнительный канал продвижения продукции сети;

• фирмы, использующие средства Интернета, в основном для коммуникации со своими клиентами и получающие дополнительный доход от «побочных» контактов с новыми розничными заказчиками через Интернет.

Это — оптовые компании и крупные оптово-розничные структуры с большим корпоративным сегментом сбыта. Розничные — в смысле размера и регулярности покупки;

• логистические компании, организующие доставку и поиск товаров из Европы и Китая по разовым отдельным заказам (мебель, мопеды, крупная техника, стройматериалы и изделия из них).

Чтобы проиллюстрировать всё разнообразие сбыта посредством этого канала, — примеры из практики. Был случай, когда транспортной компании был заказан надгробный памятник из Китая весом более тонны и (sic!) партия китайских огурцов в разгар огуречного сезона в России на свадьбу в одну из республик Кавказа.

В эту же группу попадает традиционный транспортный бизнес. Огромные диспропорции развития этого сектора экономики, появившиеся в результате рыночных реформ (рост парка почти в четыре раза при снижении объема перевозок по сравнению с общесоюзным — в два раза), привели к серьезной конкуренции, проявившейся в Интернете. В специальных интернет-программах по рекламе существует объективный способ измерения конкуренции по стоимости рекламируемого слова. «Грузоперевозки», «такси» — одни из самых дорогих рекламных слов;

Для Цитирования:
Богатырев Семен Юрьевич, Формирование и оценка интернет-бизнеса компаний. Лизинг. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: