Одним из оптимальных вариантов планирования финансовых затрат для медицинского учреждения является планирование согласованного объема стационарной помощи с «фондодержателем» ПМСП, в основе которого находятся финансово-экономические регуляторы.
Данный подход к планированию финансовых затрат позволит сбалансировать затраты на стационарную помощь с затратами в амбулаторно-поликлиническом звене внутри одного медицинского учреждения, разложить эти затраты на отдельные медицинские услуги в разрезе отдельного структурного подразделения ЛПУ.
Целью учета и анализа затрат на оказание медицинской помощи является укрепление финансового положения ЛПУ в условиях, когда финансовая деятельность, с одной стороны, имеет новые возможности, а с другой – сопряжена с высоким риском. Актуальность анализа затрат ЛПУ продиктована следующими обстоятельствами:
– дефицитом ресурсов;
– многоканальностью поступления финансовых средств в медицинское учреждение;
– возможностью изменения методов возмещения затрат;
– возросшей самостоятельностью ЛПУ в вопросах финансовой деятельности в результате перехода на договорные отношения в системе ОМС.
Интегрированная система учета и анализа затрат должна оказать существенную помощь руководству ЛПУ в оптимизации его деятельности с целью приближения объемов медицинской помощи к их спросу.
Детальный учет и анализ затрат позволит предвидеть, что будет происходить с финансовыми ресурсами ЛПУ при том или ином сценарии реструктуризации медицинской помощи, в частности позволит просчитать затраты по следующим позициям:
– по структурным подразделениям ЛПУ;
– внутри каждого структурного подразделения ЛПУ;
– по отдельным врачам;
– по потокам пациентов в зависимости от возрастно-полового состава, нозологических групп и т.п.
Все это даст возможность эффективно управлять потоками пациентов, а значит, более рационально производить затраты.
Стоимость медицинской услуги определяется затратами на ее выполнение. В их стоимость входят затраты на материалы, труд и накладные расходы. Материальные затраты включают в себя стоимость всех необходимых для оказания медицинской услуги предметов (шприцы, медикаменты и т.п.). Трудовые затраты включают заработную плату сотрудников. Накладные расходы состоят из затрат, напрямую не связанных с оказанием медицинской услуги (расходы за коммунальные услуги, уборку и содержание помещений и т.д.).