Энергетический комплекс Республики Беларусь – единственный на постсоветском пространстве сохранивший вертикальноинтегрированную модель, где государство осуществляет централизованное регулирование производственно-хозяйственной деятельности энергопредприятий. Совокупная установленная мощность энергосистемы Республики Беларусь на 1 января 2010 г. составляла 8261,68 МВт, а независимых блок-станций, которые не входят в государственное объединение «Белэнерго», – около 409,0 МВт, или 5 % от общей мощности, что свидетельствует о полном государственном контроле белорусского энергетического рынка [1].
В период 2010–2013 гг. на энергетическом рынке страны ситуация практически не изменилась. Примерно 95 % мощностей по-прежнему принадлежит государству, и только менее 5 % от всех имеющихся в стране энергомощностей находится в собственности отдельных предприятий. Система ценообразования на электрическую энергию в Белоруссии принципиально не изменилась со времен плановой экономики советского периода.
Проблема перекрестного субсидирования и отсутствие в Белоруссии рыночных механизмов регулирования в энергетике часто приводит к межведомственным разногласиям. Это замедляет процесс выработки единой государственной энергополитики, а также снижает инвестиционную привлекательность экономики страны.
Существует большая разница в оплате электрической и тепловой энергии населением и промышленностью. По данным объединения «Белэнерго», в начале 2013 г. стоимость электроэнергии в среднем для промышленных потребителей составила 13,82 цента США за 1 кВт·ч, а тарифы для населения сложились на уровне 3,53 цента США за 1 кВт·ч. В случае отказа от перекрестного субсидирования тарифы на электрическую энергию для промышленности, по расчетам «Белэнерго», составляли бы порядка 9–9,5 цента США за 1 кВт·ч.
Задача по снижению энерготарифов для промышленников может быть выполнима благодаря средствам, которые высвободятся в результате поэтапного ухода от перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование в энергетике негативно сказывается на экономике. Оно не только искажает ценовые ориентиры для населения, что ведет к неэффективному потреблению энергоресурсов, но и является скрытым налогом на бизнес, в результате чего снижается его конкурентоспособность. Энерготарифы должны учитывать экономические интересы и производителей, и потребителей энергии, а также создавать стимулы для экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления и способствовать повышению эффективности национальной экономики.