По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311

Формирование энерготарифов в условиях перекрестного субсидирования

Ковалёв И.Л. научный сотрудник, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», 220108, Белоруссия, г. Минск, ул. Казинца, д. 103, e-mail: olbosigor@mail.ru

Подняты вопросы перекрестного субсидирования в энергетическом комплексе Республики Беларусь и негативного влияния этого явления на экономику страны в целом. Приведены и проанализированы данные по размеру тарифов на электроэнергию для населения и промышленных потребителей в Белоруссии и странах, входящих в ЕС-28. Обсуждены основные действующие и принятые за последнее время законы, программы и направления развития энергетики страны.

Литература:

1. Забаровский А.М. Ценообразование на электрическую энергию в условиях либерализации // Вестник БГЭУ. – 2010. – № 6 – С. 13–21.

2. Маненок Т. Тихое разрушение монополии // Белорусы и рынок. Eженедельная аналитическая газета для деловых людей. – 2012. – № 29. – С. 6.

3. Официальный сайт Государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» (ГПО «Белэнерго») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.energo.by (Дата обращения: 12.03.2014).

4. Портал Europe's Energy Portal [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.energy. eu (Дата обращения: 10.11.2013).

5. Ковалёв И.Л., Ковалёв Л.И. Экономические аспекты проектирования, строительства и эксплуатации мини-ТЭЦ в Беларуси // Проблемы региональной энергетики. – Кишинев: Институт энергетики АН Молдовы, 2013. – № 2. – С. 93–107.

6. Ковалёв И.Л., Ковалёв Л.И. Экономические реалии и проблемы развития малой энергетики в Республике Беларусь // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. – 2013. – № 3. – С. 83–96.

Энергетический комплекс Республики Беларусь – единственный на постсоветском пространстве сохранивший вертикальноинтегрированную модель, где государство осуществляет централизованное регулирование производственно-хозяйственной деятельности энергопредприятий. Совокупная установленная мощность энергосистемы Республики Беларусь на 1 января 2010 г. составляла 8261,68 МВт, а независимых блок-станций, которые не входят в государственное объединение «Белэнерго», – около 409,0 МВт, или 5 % от общей мощности, что свидетельствует о полном государственном контроле белорусского энергетического рынка [1].

В период 2010–2013 гг. на энергетическом рынке страны ситуация практически не изменилась. Примерно 95 % мощностей по-прежнему принадлежит государству, и только менее 5 % от всех имеющихся в стране энергомощностей находится в собственности отдельных предприятий. Система ценообразования на электрическую энергию в Белоруссии принципиально не изменилась со времен плановой экономики советского периода.

Проблема перекрестного субсидирования и отсутствие в Белоруссии рыночных механизмов регулирования в энергетике часто приводит к межведомственным разногласиям. Это замедляет процесс выработки единой государственной энергополитики, а также снижает инвестиционную привлекательность экономики страны.

Существует большая разница в оплате электрической и тепловой энергии населением и промышленностью. По данным объединения «Белэнерго», в начале 2013 г. стоимость электроэнергии в среднем для промышленных потребителей составила 13,82 цента США за 1 кВт·ч, а тарифы для населения сложились на уровне 3,53 цента США за 1 кВт·ч. В случае отказа от перекрестного субсидирования тарифы на электрическую энергию для промышленности, по расчетам «Белэнерго», составляли бы порядка 9–9,5 цента США за 1 кВт·ч.

Задача по снижению энерготарифов для промышленников может быть выполнима благодаря средствам, которые высвободятся в результате поэтапного ухода от перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование в энергетике негативно сказывается на экономике. Оно не только искажает ценовые ориентиры для населения, что ведет к неэффективному потреблению энергоресурсов, но и является скрытым налогом на бизнес, в результате чего снижается его конкурентоспособность. Энерготарифы должны учитывать экономические интересы и производителей, и потребителей энергии, а также создавать стимулы для экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления и способствовать повышению эффективности национальной экономики.

Для Цитирования:
Ковалёв И.Л., Формирование энерготарифов в условиях перекрестного субсидирования. Главный энергетик. 2014;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: