Дата поступления рукописи в редакцию: 28.02.2024
Дата принятия рукописи в печать: 28.03.2024
Структурная перестройка экономики в соответствии с современными реалиями требует не только совершенствования российской системы валютного регулирования и контроля, но и решения имеющихся проблем, которые блокируют развитие внешнеэкономической деятельности, в частности корректировки нормативно-правовой базы, изменения форм и методов ведения валютного контроля, создания иных институтов его осуществления, придающих новые черты всей внешнеэкономической деятельности.
Государство заинтересовано в оперативном получении информации о процессах в валютной сфере, о соответствии этих процессов законам, принятым для обеспечения потребностей государства в устойчивости национальной валюты. Отсутствие порядка и возможности отслеживать соблюдение закона при проведении валютных операций может привести к резкому падению курса рубля, потере доверия к российскому экономическому пространству, оттоку капитала и постепенной невозможности государства — эмитента национальной валюты обеспечивать ее курс. Тем самым государство будет не в состоянии проводить валютное планирование в тех пределах, в которых оно возможно в условиях рыночной экономики, то есть последовательное, планомерное осуществление рациональной валютной политики. Стоит согласиться с одним из первых отечественных исследователей международных валютных отношений А. Б. Альтшулером, который указывал, что главной целью валютного регулирования является обеспечение равновесия валютных поступлений и платежей в соответствующем периоде [1].
В настоящее время валютное законодательство РФ претерпело значительные изменения, однако это только начало формирования эффективной системы валютного регулирования и контроля. Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные цели, приоритеты, функции и задачи, устойчивая и стабильная институциональная инфраструктура. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования системы валютного контроля и регулирования.