Формирование деловой среды строительных организаций в последние десятилетия имело ряд особенностей, связанных непосредственно с трансформацией социально-экономических отношений и с особенностями ведения производственной деятельности. Эволюционное развитие деловой среды, характерное для развития рыночной экономики, в строительстве было нарушено существованием административно-командной системы. Становление деловой среды, адекватной рыночной экономике, в российских строительных организациях также прошло несколько стадий: период 90-х гг. XX века и современная стадия развития, которая постепенно изживает противоречия, характерные для предыдущего этапа.
Первоначальная стадия характеризовалась хаотичностью развития отношений на базе формирования частной и акционерной собственности. С точки зрения формирования деловой среды эту стадию иногда называют «тактической». Строительный бизнес использовал трудовой потенциал своих организаций максимально жестко, это проявлялось в том, что предприятия ориентировались на достижение сверхприбыли, заказчики и подрядчики были нацелены на получение высоких доходов. Коллективы были нестабильны, работников набирали на короткий срок, не осуществлялось должное планирование. Фактически не использовались элементы нематериальной мотивации: поощрение грамотами, использование «Доски почета». В то же время деловой среде строительной организации были присущи азарт в работе, стремление реализовать свой потенциал, имели место неформальные дружеские отношения, взаимопомощь и взаимовыручка, не было должностных инструкций и регламентаций.
Вторую стадию формирования деловой среды строительной организации можно связать со «стратегическим» развитием предприятий. Этот этап характеризуется большей стабильностью бизнеса. Появилась потребность в компетентных и грамотных специалистах на разных уровнях корпоративного управления. Необходимость стратегического управления и планирования, а также стабилизация персонала и повышение его компетентности, эффективности работы предопределили потребность формирования такой деловой среды, которая бы обеспечивала создание новых, более современных и совершенных организационно-технических, операционных, производственных систем, а также укрепление, поиск и налаживание контактов с клиентами, поставщиками, потребителями, партнерами, маркетинговое изучение потребительского рынка, создание слаженной и эффективной внутренней организации работы организации: подбор и расстановка сотрудников, профессиональное обучение, совершенствование системы управления и контроля.