В настоящее время государство активно усиливает контроль за ведением дел в секторе государственного управления, внедряя новые стандарты, реформируя и оптимизируя различные процессы. И одним из важнейших и неотъемлемых процессов является ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отчетность — визитная карточка любого хозяйствующего субъекта. По отчетности можно судить об организации системы управления в учреждениях, органах власти и о ее надежности. Отчетность являет собой основу принятия важных управленческих решений как в коммерческих организациях, так и в секторе государственного управления. Следовательно, грамотное ведение учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности являются важнейшими функциями каждого экономического субъекта и значимыми аспектами существования всего государства в целом.
На сегодняшний день Российская Федерация, как публично-правовое образование, имеет единый бюджет, единый бюджетный счет и казначейскую систему исполнения бюджета, которая подразумевает проведение бюджетных транзакций через единый орган исполнительной власти — Федеральное казначейство. Стоило бы предположить, что и учет в секторе государственного управления должен вестись однообразно единым централизованным органом.
Организация ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями: специфический план счетов; организация учета в соответствии со статьями бюджетной классификации; детальный учет доходов и расходов; казначейская система исполнения бюджета; целевое расходование средств; уникальный состав и формы представления отчетности; четко определенная нормативная правовая база.
При этом, учитывая строгий контроль за деятельностью участников бюджетного процесса и подотчетных им учреждений, специализированный орган, отвечающий за ведение и централизацию бюджетного учета, отсутствует. Учет ведется каждым органом власти и учреждением самостоятельно с использованием разного программного обеспечения, что увеличивает издержки на организацию учета в каждом публично-правовом образовании и усложняет контроль за использованием бюджетных средств.