В современных социально-экономических условиях, с приданием земле статуса объекта недвижимости все больше раскрывается потенциал как объекта правоотношений и рыночного оборота. Имеющиеся сведения о земельных ресурсах, накопленные в ходе ведения мониторинга земель, обеспечили проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий. Использование результатов кадастровой оценки позволило более эффективно решать приоритетные социальные, экономические и экологические задачи развития налогообложения в Российской Федерации [1, 2].
Качественная оценка стоимости земли, через проведение государственной кадастровой оценки, является одним из важнейших условий нормального функционирования и развития многоукладной экономики [3].
Затраты на проведение государственной кадастровой оценки земель и ее актуализацию окупаются, как правило, в течение одногодвух лет. Например, в Республике Мордовия один рубль, направленный на оценку земель за 5 лет (2006–2010 гг.) дал экономический эффект в 23 рубля 76 коп., а в среднем за год 4 руб. 75 коп. В последующие годы эффективность вложенного рубля возрастает. В 2010 г. его экономический эффект составлял 5 руб. 43 коп. [4]
В соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для земельного налога с 2006 г. определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации государственная кадастровая оценка проведена, ведется ее актуализация. Оценочные работы выполняются по единой для всей России методике в целях обеспечения сравнимости стоимостных показателей.
Информация о кадастровой стоимости земельного участка является сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем порядок ее предоставления регламентируется ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Следует отметить, что изменение подходов и принципов к налогообложению земель от их кадастровой стоимости позволило ввести наиболее обоснованную систему налогообложения земельных участков в зависимости от их реальной ценности и увеличить поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней [4].