По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.6

Формирование бюджета региона от платности земли

Гераськин М. М. канд. экон. наук, доцент кафедры землеустройства, Государственный университет землеустройства, г. Москва Е-mail: geraskinmm@yandex.ru

На примере Республики Мордовия показано формирование бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от платности земли. Проанализирована динамика поступлений земельных платежей в консолидированный бюджет Республики Мордовия. Приведено формирование доходной части бюджета муниципального образования — городского округа Саранск Республики Мордовия за счет платности земли. Описана проводимая притензионно-исковая работа с неплательщиками арендной платы за землю. Внесено предложение о необходимости раздельного учета поступления и расходования средств от земельных платежей по категориям земель.

Литература:

1. Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 4. Оценка земель. — М.: Колос, 2006. — 463 с.

2. Волков С.Н. Обоснование необходимости проведения землеустройства и его роль в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2007. — № 6. — С. 3–6.

3. Гераськин М.М. К вопросу кадастровой оценки земель // Экономика сельского хозяйства России. — 2011. — № 1. — С. 49–53.

4. Гераськин М.М. Эффективность использования результатов государственной кадастровой оценки земель в землеустройстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2012. — № 11. — С. 53–59.

5. Гераськин М.М., Каргин Ю.И. Совершенствование системы государственного земельного надзора // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2014. — № 9. — С. 34–39.

6. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Республике Мордовия на 01.01.2017 г. / Управление Росреестра по Республике Мордовия. — Саранск, 2017. — 97 с.

7. Отчет о результатах Комитета земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск за 2017 год [Электронный ресурс].

8. Региональный доклад о состоянии и использовании земель Республики Мордовия в 2017 году / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия. — Саранск, 2018. — 93 с.

9. Сведения — анализ выполнения доходов бюджета городского округа Саранск за 2014, 2015, 2016 и 2017 годы, утвержденных Советом депутатов городского округа Саранск. — Саранск, 2018. — 4 с.

10. Форма № 22–1, утвержденная постановлением Росстата от 06.08.2007 № 61 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности» на 01 января 2018 г. — Управление Росреестра по Республике Мордовия. — Саранск, 2018. — 4 с.

11. Буров М.П. Общественные структуры регулирования и координации межрегионального экономического сотрудничества. — М., 2005.

В современных социально-экономических условиях, с приданием земле статуса объекта недвижимости все больше раскрывается потенциал как объекта правоотношений и рыночного оборота. Имеющиеся сведения о земельных ресурсах, накопленные в ходе ведения мониторинга земель, обеспечили проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий. Использование результатов кадастровой оценки позволило более эффективно решать приоритетные социальные, экономические и экологические задачи развития налогообложения в Российской Федерации [1, 2].

Качественная оценка стоимости земли, через проведение государственной кадастровой оценки, является одним из важнейших условий нормального функционирования и развития многоукладной экономики [3].

Затраты на проведение государственной кадастровой оценки земель и ее актуализацию окупаются, как правило, в течение одногодвух лет. Например, в Республике Мордовия один рубль, направленный на оценку земель за 5 лет (2006–2010 гг.) дал экономический эффект в 23 рубля 76 коп., а в среднем за год 4 руб. 75 коп. В последующие годы эффективность вложенного рубля возрастает. В 2010 г. его экономический эффект составлял 5 руб. 43 коп. [4]

В соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для земельного налога с 2006 г. определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации государственная кадастровая оценка проведена, ведется ее актуализация. Оценочные работы выполняются по единой для всей России методике в целях обеспечения сравнимости стоимостных показателей.

Информация о кадастровой стоимости земельного участка является сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем порядок ее предоставления регламентируется ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Следует отметить, что изменение подходов и принципов к налогообложению земель от их кадастровой стоимости позволило ввести наиболее обоснованную систему налогообложения земельных участков в зависимости от их реальной ценности и увеличить поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней [4].

Для Цитирования:
Гераськин М. М., Формирование бюджета региона от платности земли. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: