По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Формат мониторинга сметно-договорной работы в сфере строительства в РФ

Мониторинг в сфере строительства предполагает создание Единой государственной информационной системы. Для ее полноценного функционирования предполагается собрать сведения по всем закупкам в сфере строительства на одном сайте с обязанностью застройщиков по внесению туда информации. Благая идея, представленная в Министерстве строительства РФ, на данный момент не работает в полной мере: мониторинг охватывает только 13–16 % от всех застройщиков, качество информации, размещенной во ФГИС, оставляет желать лучшего. Кроме того, агрегации ФГИС с другими информационными системами пока не происходит. Минстрой России обещает, что в 2022 г. информационная система заработает в полном объеме. В этот же период времени начнется переход на новую систему ценообразования в сфере строительства: вместо базисно-индексного будет задействован ресурсный метод. Позиция федерального органа исполнительной власти оценивается экспертами крайне критично, они обращают внимание на то, что Минстрой несколько раз ранее срывал уже назначенные и утвержденные сроки без обоснования причин.

Мониторинг в сфере строительства как цель необходим для получения актуальной, правдивой и точной информации по сметной стоимости объекта. Для реализации поставленной цели Министерство строительства РФ, действуя в рамках постановления 2016 г., осуществляет постепенный переход к ресурсному методу. По мнению чиновников, такой метод позволяет улучшить точность, прозрачность расходов средств.

Существует несколько методов подсчета затрачиваемых ресурсов при строительстве.

Базисно-индексный метод предполагает умножение некоторых закрепленных усредненных цен на установленный органами власти индекс. Базисно-индексный метод расценивается экспертами достаточно негативно: он использует устаревшие нормы, а стоимость закупаемых материалов дифференцируется в зависимости от субъекта Федерации. Кроме того, нет прозрачности в ценообразовании, не учитываются достижения научно-технического развития РФ.

Ресурсный метод предполагает составление расчетных смет на основе имеющихся данных о рыночной стоимости закупаемых ресурсов.

Реформирование ценообразования автоматически предполагает реализацию на практике сразу нескольких задач:

- обеспечение соответствующего нормативного регулирования;

- создание необходимой сметной нормативной базы и методических рекомендаций;

- обеспечение работы единой информационной аналитической системы;

- создание единой государственной информационной системы как путь к введению ресурсного метода.

Одним из этапов введения ресурсного метода повсеместно на территории РФ является создание и внедрение Федеральной государственной информационной системы, которая поможет обеспечить прозрачность и централизованность данных по всем основным ресурсам.

Единая информационная система, собирая сведения о средней стоимости строительства, позволит лучше анализировать и прогнозировать возведение объектов на каждом этапе. Все это приведет к более детальному контролю расходования бюджетных и привлекаемых внебюджетных средств, уменьшению стоимости строительства объектов.

Для Цитирования:
Кривозубов Сергей Михайлович, Формат мониторинга сметно-договорной работы в сфере строительства в РФ. Сметно-договорная работа в строительстве. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: