По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2504-06

Формализация подходов к определению критериев ненормированного рабочего дня медработников

Виктор Аркадьевич Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, ORCID: 0000-0003-2748-6234, lebedev.var@rea.ru
Елена Ивановна Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Россия, 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, ORCID: 0000-0001-5197-1913, avpra@mail.ru

Проведен анализ вопросов правоприменительной практики, возникающих при реализации прав медработников, выполняющих свои профессиональные обязанности в режиме ненормированного рабочего дня. Рассмотрены новеллы вступающих в силу 1 сентября 2025 года правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего дня работникам федеральных государственных учреждений; проектируемые поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся ограничения ежегодной продолжительности работы в режиме ненормированного рабочего дня и установления продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от фактически отработанного времени сверх установленной работнику продолжительности рабочего дня.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.

2. Законопроект № 683073–8 «О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня» (02 апреля 2025 года законопроект отклонен)[Электронный ресурс] https://sozd.duma.gov.ru/bill/683073-8

3. Постановление Правительства РФ от 10.02.2025 № 128 «О предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях» (вместе с Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях) [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_498399/92d969e.

4. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» [Электронный ресурс]. — https://base.garant.ru/12129879/.

5. Обухова О.В., Кадыров Ф.Н., Кобякова О.С., Митрошин П.В. Особенности установления продолжительности ежегодных дополнительных отпусков медицинским работникам первичного звена здравоохранения // Экономика труда. — 2024. — Т. 11, № 3. — С. 375–392 [Электронный ресурс]. — https://elibrary.ru/item.asp?id=65632772.

6. Сиротинина В.А. Правовая природа ненормированного рабочего дня // Вопросы российской юстиции. — 2024. — № 34. — С. 301–308 [Электронный ресурс]. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79463420.

7. Чайка Л.Н. Особенности правового регулирования рабочего времени медицинских работников // Право и экономика. — 2023. — № 4 (422). — С. 60–64 [Электронный ресурс]. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53927480.

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2024 No. 309 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036” [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_475991/.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 128 dated 02/10/2025 “On Granting Annual Additional Paid Leave to Employees with Irregular Working Hours in Federal Government Institutions” (together with the Rules for Granting Annual Additional Paid Leave to Employees with Irregular Working Hours in Federal Government Institutions) [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_498399/92d969e.

3. Draft Law No. 683073-8 “On Amendments to Articles 101 and 119 of the Labor Code of the Russian Federation regarding Restrictions on the Use of Irregular Working Hours” [Electronic resource]. https://sozd.duma.gov.ru/bill/683073-8.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of February 14, 2003 No. 101 “On the working hours of medical workers depending on their position and (or) specialty” [Electronic resource]. https://base.garant.ru/12129879/.

5. Obukhova O.V., Kadyrov F.N., Kobyakova O.S., Mitroshin P.V. Peculiarities of setting the duration of annual additional vacations for primary care workers // Labor economics. 2024. Vol. 11. No. 3. Р. 375–392 [Electronic resource]. https://elibrary.ru/item.asp?id=65632772.

6. Sirotinina V.A. The legal nature of irregular working hours // Issues of Russian justice. 2024. No. 34. Р. 301–308 [Electronic resource]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79463420.

7. Chaika L.N. Features of legal regulation of working hours of medical workers // Law and economics. 2023. No. 4 (422). Р. 60–64 [Electronic resource]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53927480.

Ключевым направлением развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года [1] является сохранение населения и укрепление здоровья людей, что определяет целевые установки сферы здравоохранения, в частности обеспечение медицинских учреждений профильными специалистами, расширение сети региональных медицинских учреждений, оснащенных современным оборудованием, применение цифровых технологий и возможностей телемедицины, целевая подготовка квалифицированных специалистов, совершенствование систем оплаты их труда, развитие социальных программ, ориентированных на привлечение медицинских работников в медучреждения, находящиеся в сельской местности.

Отметим, что наряду с организационно-правовыми мерами стимулирования труда медицинских работников значительную роль в обеспечении их прав и законных интересов играет дальнейшее совершенствование правовых средств действующего трудового законодательства, что в данном случае весьма актуально для медицинских учреждений, которые в условиях кадрового дефицита привлекают медработников к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени, в том числе используют правовые средства сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни или в режиме ненормированного рабочего дня.

Медучреждение обязано обеспечивать конституционные гарантии прав и законных интересов медицинских работников, выполняющих свои профессиональные обязанности за пределами установленной продолжительности рабочего времени, соблюдать действующее трудовое законодательство, включая нормы Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в актуальной редакции. Это обстоятельство в данном случае означает, что необходимо учитывать и все изменения ТК РФ, в частности поправки в ст. 152 ТК РФ, внесенные с 01.09.2024 и обязывающие работодателя при оплате сверхурочной работы брать в расчет не только базовую часть заработной платы, но также компенсационные и стимулирующие выплаты; поправки в ст. 153 ТК РФ, вступившие в силу с 01.03.2025 и уточнившие порядок предоставления работникам дополнительного дня отдыха (отгула) за работу в выходные или нерабочие праздничные дни.

Для Цитирования:
Виктор Аркадьевич Лебедев, Елена Ивановна Лебедева, Формализация подходов к определению критериев ненормированного рабочего дня медработников. Бухучет в здравоохранении. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: