Процесс обучения студентов технических специальностей предполагает решение большого объема различных прикладных задач. Решение этих задач связано с проведением трудоемких и обычно многовариантных расчетов с использованием большого объема технической информации. Учитывая недостаточный практический опыт студентов и ограниченный ресурс времени, постановка учебных заданий по специальным дисциплинам часто носит упрощенный характер. Внедрение в учебный процесс современных программных средств автоматизации решения математических задач, средств моделирования технических комплексов, средств автоматизации проектирования изделий и технологических процессов их изготовления позволяет значительно повысить качество и производительность решения учебно-практических задач. В то же время еще значительная часть информации, содержащейся в нормативной и справочной документации, в специальной технической и учебной литературе, остается по‑прежнему в основном представленной на бумажных носителях или в виде их электронных аналогов. Технология работы студентов с этой документацией обычно слабо зависит от вида носителя, предусматривая самостоятельный поиск и последующую обработку необходимой для решения поставленной задачи информации. В результате качество принимаемых решений во многом зависит от используемых нормативных материалов и квалификации пользователей. Производительность решения многих прикладных учебных задач может быть значительно увеличена, а качество решений улучшено, если использовать программные средства для автоматизации процесса поиска необходимых нормативных материалов и выполнения на их основе необходимых расчетов [1].
Разработка и применение систем для автоматизированного решения задач конструкторско-технологического проектирования в зависимости от заданных исходных данных (справочников-решателей) ограничивается сложностью формализации многих прикладных задач, а также большими объемами разнородной информации, содержащейся в разнообразных методиках, руководящих материалах, нормативах и эмпирических правилах проектирования. В любом случае практическая разработка таких автоматизированных систем чрезвычайно трудоемка и требует привлечения к работе не только прикладных специалистов, но и программистов. Значительного сокращения трудоемкости разработки автоматизированных систем для решения конструкторско-технологических задач можно добиться, если такие системы смогут разрабатывать, изменять и дополнять сами пользователи — прикладные специалисты. Практика разработки элементов прикладных систем автоматизированных расчетов показывает, что существенного сокращения трудоемкости разработки можно добиться, если: