По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 459.214

Формализация конструкторско-технологических методик в процессе обучения

Лукьянец О.Ф. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2‑я Бауманская ул., д. 5, e-mail: oleg.fedorovich@mail.ru;
Каминский С.Е. инженер, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2‑я Бауманская ул., д. 5
Большагин Н.П. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2‑я Бауманская ул., д. 5

Рассмотрены особенности применения простой экспертной системы, позволяющей студентам самим автоматизировать типовые расчетные и логические задачи. Для представления конструкторско-технологических методик используется естественный язык и общепринятые формы нормативно-справочных документов. Статья основана на опыте практического применения в учебном процессе рассматриваемой технологии формализации инженерных методик.

Литература:

1. Каминский С.Е., Лукьянец О.Ф. Практика применения в учебном процессе экспертной системы решения задач технологического проектирования  // Открытое образование.  — 2012. — № 6. — М.: МЭСИ. — С. 72–80.

2. Формализация технологических знаний при разработке автоматизированных систем: учеб. пособие // О.Ф. Лукьянец, С.Е. Каминский, О.М. Деев. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. — 136 с.

3. Решатель инженерных задач: URL http://trtl-ln.ru (дата обращения: 16.03.2018).

4. Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования. — М.: Экономика, 1989. — 235 с.

Процесс обучения студентов технических специальностей предполагает решение большого объема различных прикладных задач. Решение этих задач связано с проведением трудоемких и обычно многовариантных расчетов с использованием большого объема технической информации. Учитывая недостаточный практический опыт студентов и ограниченный ресурс времени, постановка учебных заданий по специальным дисциплинам часто носит упрощенный характер. Внедрение в учебный процесс современных программных средств автоматизации решения математических задач, средств моделирования технических комплексов, средств автоматизации проектирования изделий и технологических процессов их изготовления позволяет значительно повысить качество и производительность решения учебно-практических задач. В то же время еще значительная часть информации, содержащейся в нормативной и справочной документации, в специальной технической и учебной литературе, остается по‑прежнему в основном представленной на бумажных носителях или в виде их электронных аналогов. Технология работы студентов с этой документацией обычно слабо зависит от вида носителя, предусматривая самостоятельный поиск и последующую обработку необходимой для решения поставленной задачи информации. В результате качество принимаемых решений во многом зависит от используемых нормативных материалов и квалификации пользователей. Производительность решения многих прикладных учебных задач может быть значительно увеличена, а качество решений улучшено, если использовать программные средства для автоматизации процесса поиска необходимых нормативных материалов и выполнения на их основе необходимых расчетов [1].

Разработка и применение систем для автоматизированного решения задач конструкторско-технологического проектирования в зависимости от заданных исходных данных (справочников-решателей) ограничивается сложностью формализации многих прикладных задач, а также большими объемами разнородной информации, содержащейся в разнообразных методиках, руководящих материалах, нормативах и эмпирических правилах проектирования. В любом случае практическая разработка таких автоматизированных систем чрезвычайно трудоемка и требует привлечения к работе не только прикладных специалистов, но и программистов. Значительного сокращения трудоемкости разработки автоматизированных систем для решения конструкторско-технологических задач можно добиться, если такие системы смогут разрабатывать, изменять и дополнять сами пользователи — прикладные специалисты. Практика разработки элементов прикладных систем автоматизированных расчетов показывает, что существенного сокращения трудоемкости разработки можно добиться, если:

Для Цитирования:
Лукьянец О.Ф., Каминский С.Е., Большагин Н.П., Формализация конструкторско-технологических методик в процессе обучения. Главный механик. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: