По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.71 DOI:10.33920/med-08-2209-04

Физкультурно-оздоровительная работа в школе: взгляд родителей

Соболевская Татьяна Александровна кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 140050, Московская область, Люберецкий район, п. Красково, ул. К. Маркса, 107–109, тел.: +7 963 767 86 68, e-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2091-3988
Рябова Ирина Викторовна кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 125047, г. Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, 54–80, тел.: +7 985 763 83 55, e-mail: RyabovaI@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7669-2064
Черногоров Дмитрий Николаевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры адапталогии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 115598, г. Москва, Загорьевская улица, 21–1–426, тел.: +7 929 545 33 64, e-mail: Chernogorovdn@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6560-7119

В статье представлены результаты анкетирования родителей московских школьников с целью изучения их отношения к занятиям физической культурой и физкультурно-оздоровительной работе в школе. В опросе (март — апрель 2022 г.) принял участие 491 родитель, дети которых обучаются в 23 общеобразовательных комплексах г. Москвы. Результаты анкетирования показали, что на сегодняшний день существуют проблемы в организации физкультурно-оздоровительной работы в школе. Имеется запрос со стороны участников образовательных отношений на разработку и создание технологий повышения уровня физического здоровья московского школьника через урок физической культуры и других видов оздоровительной работы, в том числе в условиях электронной образовательной среды и дистанционного обучения.

Литература:

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А. Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков — залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) (обзорная статья). Вестник РАМН. 2014; 69 (5–6): 65–70.

2. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников (обзорная статья). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 1: 19–27.

3. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Методические подходы к систематизации технологий, реализуемых в образовательных организациях для профилактики и коррекции школьно-обусловленных нарушений здоровья (обзорная статья). Современные методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека: материалы Международного форума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды, посвященного 85‑летию ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина» Минздрава России. 2016: 139–141.

4. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

5. Djalolov Sh. Monitoring of physical activity of junior schoolchildren at physical education lessons (review article). European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020; 8 (10): 2056–5852.

6. Loprinzi P.D., Cardinal B.J., Cardinal M.K., Corbin C.B. Physical Education and Sport: Does Participation Relate to Physical Activity Patterns, Observed Fitness, and Personal Attitudes and Beliefs? (review article) Am J Health Promot. 2018; 32 (3): 613–620.

7. Atan T., Imamoglu M. Attitudes of secondary school students towards physical education and sports lesson in terms of various variables (review article). Turkish Journal of Sport and Exercise. 2016; 18 (2): 65–68.

8. Gilani M.H. N., Sadeghizadeh S., Iravani M.R., Zadeh M. S. Involvement of the family in the physical education of young schoolchildren — factor that ensures the success of the school family partnership (review article). Management Science Letters. 2022; 2 (5): 1661–1668.

1. Baranov A.A., Namazova-Baranova L. S., Ilyin A.G. Preservation and strengthening of adolescent health — the key to stable development of society and the state (the state of the problem) (review article). Vestnik RAMN (Bulletin of the RAMS). 2014; 69 (5–6): 65–70. (in Russian)

2. Rapoport I.K., Sukhareva L.M. Eleven-year longitudinal observation: prevalence and course of functional deviations and chronic diseases in Moscow schoolchildren (review article). Voprosy shkol’noi i universitetskoi meditsiny i zdorov’ya (School and university medicine and health issues). 2019; 1: 19–27. (in Russian)

3. Rapoport I.K., Sukhareva L.M., Sokolova S.B., Chubarovsky V.V. Methodological approaches to the systematization of technologies implemented in educational organizations for the prevention and correction of school-related health disorders (review article). Modern methodological problems of studying, evaluating and regulating environmental factors that affect human health. Materials of the International Forum of the Scientific Council of the Russian Federation on Human Ecology and Environmental Hygiene, dedicated to the 85th anniversary of the Federal State Budgetary Institution «Scientific Research Institute of Human Ecology and Environmental Hygiene named after A.N. Sysina» of the Ministry of Health of Russia. 2016: 139–141. (in Russian)

4. Syrtsova M.A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016;8: 38–42.

5. Djalolov Sh. Monitoring of physical activity of junior schoolchildren at physical education lessons (review article). European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020; 8 (10): 2056–5852.

6. Loprinzi P.D., Cardinal B.J., Cardinal M.K., Corbin C.B. Physical Education and Sport: Does Participation Relate to Physical Activity Patterns, Observed Fitness, and Personal Attitudes and Beliefs? (review article) Am J Health Promot. 2018; 32 (3): 613–620.

7. Atan T., Imamoglu M. Attitudes of secondary school students towards physical education and sports lesson in terms of various variables (review article). Turkish Journal of Sport and Exercise. 2016; 18 (2): 65–68.

8. Gilani M.H. N., Sadeghizadeh S., Iravani M.R., Zadeh M. S. Involvement of the family in the physical education of young schoolchildren — factor that ensures the success of the school family partnership (review article). Management Science Letters. 2022; 2 (5): 1661–1668.

В последние годы самой обсуждаемой повесткой не только в области детской медицины, но и в образовании стал вопрос здоровья школьников, а вернее его ухудшения [1–3].

Современная школа нацелена на получение знаний и высоких оценок, при этом опуская такой важный момент, как формирование здоровья. Именно в младшем школьном возрасте жизнь ребенка кардинально меняется в связи с началом обучения в школе, возрастает нагрузка, меняется режим дня, что в большинстве случаев приводит к различным нарушениям здоровья школьника [4]. В связи с этим формировать правильные привычки и отношение к своему здоровью необходимо именно в этот период жизни ребенка.

На протяжении последних лет работа лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании были направлены на формирование здоровья обучающихся младшего школьного возраста. За несколько лет нами были разработаны и внедрены в процесс обучения более 18 цифровых пособий о формировании здоровья в помощь учителям для проведения такой работы. Апробация данных пособий доказала свою эффективность, особенно востребованными оказались цифровые материалы для проведения уроков по физической культуре, которые можно использовать и при дистанционной форме работы. Чтобы понимать, какие проблемы существуют на сегодняшний день в организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и какие материалы требуются, мы провели опрос родителей обучающихся московских школьников с целью изучения их отношения к занятиям физической культурой и физкультурно-оздоровительной работе в школе с целью анализа состояния физкультурно-оздоровительной работы в школе как основного фактора совершенствования (улучшения) здоровья ребенка.

В марте — апреле 2022 г. нами был проведен опрос, в котором принял участие 491 родитель обучающихся с 2‑го по 10‑й классы (7–16 лет) из 23 общеобразовательных комплексов г. Москвы. Для проведения онлайн-опроса была разработана анкета, содержащая 25 вопросов. При разработке анкеты были учтены все формы физкультурно-оздоровительной работы в школе, такие как общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия (уроки здоровья и т. п.), работа спортивных секций в рамках дополнительного образования в школе и вне ее стен, урок физической культуры, мониторинг состояния физического развития, участие во Всероссийском проекте физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», информационно-разъяснительная работа с родителями по вопросам укрепления здоровья обучающихся и здорового образа жизни (работа с семьей, просветительская направленность), профилактическая работа в школе и дома по сохранению здоровья обучающихся. Участие в опросе было добровольным и анонимным.

Для Цитирования:
Соболевская Татьяна Александровна, Рябова Ирина Викторовна, Черногоров Дмитрий Николаевич, Физкультурно-оздоровительная работа в школе: взгляд родителей. Санитарный врач. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: