По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2304-03

Физическое развитие подростков с различным уровнем двигательной активности

Земляной Дмитрий Алексеевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: zemlianoj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4716-809X
Жугель Илья Михайлович обучающийся 6 курса педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: dzugela@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5854-9301
Потапова Елена Александровна кандидат психологических наук, доцент кафедры психосоматики и психотерапии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: Potapova.doc@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1475-5503
Завьялова Анна Никитична кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: anzavjalova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9532-9698
Александрович Ирина Валерьевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии и неонатологии, ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41, e-mail: iralexzz15@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1110-9848
Гризон Алина Дмитриевна обучающаяся 3 курса педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: alinagrizon@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5863-2903
Хоружая Виктория Андреевна обучающаяся 3 курса педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: viktoria-an06@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0397-9608

В рамках проведенного исследования оценивали физическое развитие подростков в зависимости от уровня ежедневной двигательной активности и отдельные антропометрические показатели профессиональных спортсменов. Проанализированы показатели физического развития 423 мальчиков в возрасте от 16 до 18 лет, которые были разделены на три группы в зависимости от уровня ежедневной двигательной активности: профессиональные спортсмены, с дополнительной физической нагрузкой, с обычным уровнем физической активности. Данные были собраны в результате планового медицинского осмотра в период с июня по октябрь 2022 г. Полученные результаты показали, что дети в 16 и 17 лет с обычным уровнем двигательной активности статистически значимо были ниже и имели меньшую массу тела по сравнению с остальными группами. Анализ показателя упитанности также позволил подтвердить полученные данные и в возрастной группе 18-летних. Наибольшая доля детей (в 16 лет — 17,6 %; в 17 лет — 33, %) с дисгармоничным или резко дисгармоничным физическим развитием выявлена в группе детей с обычной физической нагрузкой; среди подростков-спортсменов не выявлено ни одного случая резко дисгармоничного уровня физического развития. Статистически значимых различий в антропометрических показателях среди профессионально занимающихся спортом подростков в возрасте от 16 до 18 лет не выявлено, в то время как у детей с обычным уровнем физической активности в этих возрастных группах изменения показателей выражены, что может свидетельствовать о более раннем и плавном биологическом развитии подростков-спортсменов. Использование массо-ростовых показателей позволяет более точно оценить достигнутый уровень физического развития и уровень его гармоничности.

Литература:

1. Guthold R., Stevens G.A., Riley L.M., Bull F.C. Global trends in insufficient physical activity among adolescents: a pooled analysis of 298 population-based surveys with 1.6 million participants. Lancet Child Adolesc Health. 2020; 4: 23–35. https://doi.org/10.1016/S2352–4642 (19) 30323–2

2. Guthold R., Stevens G.A., Riley L.M., Bull F.C. Worldwide trends in insufficient physical activity from 2001 to 2016: a pooled analysis of 358 population-based surveys with 1.9 million participants. Lancet Glob Health 2018; published online Sept 4. http://dx.doi.org/10.1016/S2214-109X (18) 30357–7

3. Елисеева Ю.В. Медико-социальные аспекты сохранения здоровья подростков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27 (2): 113–117. http://dx.doi.org/10.32687/0869866X-2019-27-2-113-117

4. Потапова Е.А., Земляной Д.А., Антонов А.А., Щерба Е.В. Социально-гигиенические факторы качества жизни юных спортсменов. Санитарный врач. 2021; 2: 25–36. http://dx.doi.org/10.33920/med-08-2102-03

5. Земляной Д.А., Антонов А.А., Александрович И.В., Крутова Е.С. Состояние здоровья школьников СанктПетербурга, занимающихся в спортивных секциях. Педиатр. 2019; 10 (1): 65–70. https://doi.org/10.17816/ PED10165–70

6. Потапова Е.А., Земляной Д.А., Щерба Е.В., Антонов А.А., Пузырев В. Г., Васильева И.В., Крутова Е.С. Особенности пищевого поведения и качество жизни девушек-подростков в зависимости от уровня физической активности. Санитарный врач. 2022; 10: 748–758. http://doi.org/10.33920/med-08-2210-04

7. Потапова Е.А., Земляной Д.А., Антонов А.А., Щерба Е.В., Ходунова О. А, Чаплыгина Д.К., Пузырев В. Г., Васильева И.В. Влияние самоизоляции на режим дня и тренировок спортсменов-подростков. Медицина и организация здравоохранения. 2020; 5 (4): 34–43.

8. Земляной Д.А., Антонов А.А., Васильева И.В., Рыжов А.Ю., Иванова П.А., Ушанкова Н.А. Особенности режима дня школьников, дополнительно занимающихся в спортивных секциях. Медицина: теория и практика. 2019; 4 (S): 221–222.

9. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

10. Грицина О.П., Яценко А.К., Транковская Л.В., Переломова О.В. Современные подходы к комплексной оценке здоровья детей и подростков в гигиенической и клинической практике. Санитарный врач. 2020; 11: 47–52. doi: 10.33920/med-08-2011-05

11. Намазова-Баранова Л.С., Елецкая К.А., Кайтукова Е.В., Макарова С. Г. Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования. Педиатрическая фармакология. 2018; 15 (4): 333–342. http://dx.doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948

12. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н., Макарова С. Г., Маслова О.И. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста. Педиатрическая фармакология. 2017; 14 (1): 7–23. http://dx.doi.org/10.15690/pf.v14i1.1697

13. Субботина Ю.А. Оценка работоспособности учащихся 10–11 классов Санкт-Петербурга. Здоровье населения и качество жизни: электронный сборник материалов IX Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции / под редакцией з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича. СПб., 2022 (2): 162–167.

14. Безруких М.М., Параничева Т.М., Адамовская О.Н., Макарова Л.В. Организация режима, учебной и внеучебной нагрузки школьников в разных регионах России. Новые исследования. 2019; 4 (60): 98–110.

15. Гусакова А.В., Елизова Т.В. Гигиеническая оценка учебной нагрузки и режима дня школьников на этапах обучения. Материалы конференции с международным участием «Современные проблемы экологии и здоровья населения». Иркутск, 2021: 183–188.

16. Грицинская В.Л., Гладкая В.С. Оценка физического развития школьников северных регионов Западной Сибири. Профилактическая медицина. 2022; 25 (2): 37–41. https://doi.org/10.17116/profmed20222502137

17. Рылова Н.В., Жолинский А.В. Морфо-функциональные особенности юных спортсменов. Спортивная медицина: наука и практика. 2020; 10 (2): 19–28. http://dx.doi.org/10.17238/ISSN2223–2524.2020.2.19

18. Михайлова Л.А., Кимяева С.И., Чеснокова Л.Л., Мальцева Е.А. Морфофункциональный статус и динамика физической подготовленности у старшеклассников с различным уровнем двигательной активности. Современные проблемы науки и образования. 2016; 5: 101–108.

19. Пермякова Е.Ю., Гундэгмаа Л., Година Е. З. Морфофункциональные характеристики монгольских детей и подростков с разным уровнем физической активности. Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2021; 1: 5–18. http://dx.doi.org/10.32521/2074–8132.2021.1.005–018

20. Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Сравнение количественных данных трех и более независимых выборок с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS: параметрические и непараметрические критерии. Наука и Здравоохранение. 2016; 4: 5–37.

21. Степанов Е. Г., Шакиров Д.Ф., Ялаева Э. Т., Мочалкин П.А., Агафонов А.И., Зигитбаев Р.Н., Хусаинов А.Э., Ахметзянова А.Х., Шигапов А.Х. Физическое развитие и его связь с адаптационным потенциалом организма подростков, обучающихся в разных учебных организациях. Санитарный врач. 2022; 2: 121–131. doi: 10.33920/med-08-2202-04

22. Ялаева Э. Т., Степанов Е. Г., Мочалкин П.А., Матузов Г.Л. Факторы, влияющие на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе (обзор литературы). Санитарный врач. 2021; 5: 74–82. doi: 10.33920/med-08-2105-09

23. Тугуз А.Р., Бгуашев А.Б., Заболотний А.Р., Куприна Н.К., Петрова Т. Г. Влияние повышенной двигательной активности мальчиков и юношей 11–19 лет на проявление гетерохронности развития весоростового показателя, индекса Кетле и индекса Эрисмана. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; 4 (206): 436–443. https://doi.org/10.34835/issn.2308–1961.2022.4.p436–443

24. Чермит К.Д., Тугуз А.Р., Петрова Т. Г., Заболотний А. Г. Возрастные изменения показателей гармоничности физического развития на отрезке восходящего онтогенеза 11–19 лет в зависимости от уровня двигательной активности. Современные вопросы биомедицины. 2022; 6 (2). http://dx.doi.org/10.51871/2588-0500_2022_06_02_16

25. Турушева А.В., Гора Д.А., Расмагина И.А., Власкина К.О., Березовская В.А., Партнова Н.В. Особенности физического развития детей, занимающихся футболом. Российский семейный врач. 2018; 22 (1): 23–31. https://doi. org/10.17816/RFD2018123–31

1. Guthold R., Stevens G.A., Riley L.M., Bull F.C. Global trends in insufficient physical activity among adolescents: a pooled analysis of 298 population-based surveys with 1.6 million participants. Lancet Child Adolesc Health. 2020; 4: 23–35. https://doi.org/10.1016/S2352–4642 (19) 30323–2

2. Guthold R, Stevens GA, Riley LM, Bull FC. Worldwide trends in insufficient physical activity from 2001 to 2016: a pooled analysis of 358 population-based surveys with 1.9 million participants. Lancet Glob Health 2018; published online Sept 4. http://dx.doi.org/10.1016/S2214-109X (18) 30357–7

3. Eliseeva Iu.V. The medical social aspects of adolescents’ health maintenance. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini (Problems of social hygiene, public health and history of medicine). 2019; 27 (2): 113–117. (in Russian) http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-2-113-117

4. Potapova E.A., Zemlyanoy D.A., Antonov A.A., Shcherba E.V. Social and hygienic factors of the quality of life of young athletes. Sanitarnyi vrach (Sanitary doctor). 2021; 2: 25–36. (in Russian) https://doi.org/10.33920/med-08-2102-03

5. Zemlyanoy D.A., Antonov A.A., Aleksandrovich I.V., Krutova E. S. State of health of St. Petersburg’s children which are engaged in sports schools. Pediatrician (St Petersburg). 2019; 10 (l): 65–70. (in Russian) https://doi.org/10.17816/ PED10165–70

6. Potapova E.A., Zemlyanoy D.A., Shcherba E.V., Antonov A.A., Puzyrev V.G., Vasil’eva I. V., Krutova E. S. Features of eating behavior and quality of life of teenage girls depending on the level of physical activity. Sanitarnyi vrach (Sanitary doctor). 2022; 10: 748–758. (in Russian) https://doi.org/10.33920/med-08-2210-04

7. Potapova E.A., Zemlyanoy D.A., Antonov A.A., Shcherba E.V., Khodunova O.A., Chaplygina D.K., Puzyrev V.G., Vasil’eva I.V. The effect of isolation on the daily regime and training of adolescent athletes. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya (Medicine and health care organization). 2020; 5 (4): 34–43. (in Russian).

8. Zemlyanoy D.A., Antonov A.A., Vasil’eva I. V., Ryzhov A.Yu., Ivanova P.A., Ushankova N.A. Features of the daily routine of schoolchildren who additionally engage in sports sections. Meditsina: teoriya i praktika (Medicine: theory and practice). 2019; 4 (S): 221–222. (in Russian)

9. Syrtsova M.A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

10. Grishina O.P., Yatsenko A.K., Trankovskaya L.V., Perelomova O.V. Modern approaches to the comprehensive assessment of the health of children and adolescents in hygienic and clinical practice. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 11: 47–52. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2011-05

11. Namazova-Baranova L. S., Yeletskaya K.A., Kaytukova E.V., Маkarova S.G. Evaluation of the Physical Development of Children of Secondary School Age: аn Analysis of the Results of a Cross-Sectional Study. Pediatricheskaya farmakologiya (Pediatric pharmacology). 2018; 15 (4): 333–342. (in Russian) https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948

12. Karkashadze G.A., Namazova-Baranova L. S., Zakharova I.N., Makarova S.G., Maslova O. I. Syndrome of High Academic Loads in School-Aged Children and Adolescents. Pediatric pharmacology. 2017; 14 (1): 7–23. (in Russian) https://doi. org/10.15690/pf.v14i1.1697

13. Subbotina Yu.A. Assessment of the working capacity of students in grades 10–11 of St. Petersburg. Public health and quality of life: collection of materials of the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation. Saint-Petersburg. 2022: 162–167. (in Russian)

14. Bezrukikh M.M., Paranicheva T.M., Adamovskaya O.N., Makarova L.V. Organization of the daily regime, educational and extra curricular studies of schoolchildren in different regions of Russia. Novye issledovaniya (New research). 2019; 4 (60): 98–110. (in Russian)

15. Gusakova A.V., Elizova T.V. Hygienic assessment of the workload and daily routine of schoolchildren at the stages of training. Materials of the conference with international participation «Modern problems of ecology and public health». Irkutsk. 2021: 183–188. (in Russian)

16. Gritsinskaya V. L., Gladkaya V. S. Assessment of the physical development of schoolchildren in the northern regions of Western Siberia. Profilakticheskaya Meditsina. 2022; 25 (2): 37–41. (In Russian) https://doi.org/10.17116/ profmed20222502137

17. Rylova N., Zholinsky A. Morphological and functional features of young athletes. Sportivnaya meditsina: nauka i praktika (Sports medicine: research and practice). 2020; 10 (2): 19–28. (In Russian) https://doi.org/10.17238/ISSN2223– 2524.2020.2.19

18. Mikhailova L.A., Kimyaeva S. I., Chesnokova L. L., Mal’tseva E.A. Morphofunctional status and dynamics of physical fitness in high school students with different levels of motor activity. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education). 2016; 5: 101–108. (In Russian)

19. Permiakova E.Yu., Gundegmaa L., Godina E.Z. Morphological and functional characteristics of Mongolian children and adolescents with different level of physical activity // Moscow University Anthropology Bulletin (Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria XXIII. Antropologia), 2021; 1: 5–18. (In Russian) http://doi.org/10.32521/2074– 8132.2021.1.005–018

20. Grjibovski A.M., Ivanov S.V., Gorbatova M.A. Analysis of quantitative data in three or more independent groups using Statistica and SPSS software: parametric and non-parametric tests. Nauka i Zdravookhranenie (Science and Healthcare). 2016; 4: 5–37. (In Russian)

21. Stepanov E.G., Shakirov D. F., Yalaeva E.T., Mochalkin P.A., Agafonov A. I., Zigitbaev R.N., Khusainov A. E., Akhmetzyanova A.H., Shigapov A.H. Physical development and its connection with the adaptive potential of the body of adolescents studying in different educational organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 2: 121–131. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2202-04

22. Yalaeva E.T., Stepanov E.G., Mochalkin P.A., Matuzov G. L. Factors influencing the formation of physical development of children and adolescents at the present stage (literature review). Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2021; 5: 74–82. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2105-09

23. Tuguz A.R., Bguashev A.B., Zabolotny A.G., Kuprina N.K., Petrova T.G. Influence of increased motor activity of boys and young men aged 11–19 years on the manifestation of heterochronous development of the weight index, Quetelet index and Erisman index. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta (Scientific notes of the P. F. Lesgaft University). 2022; 4 (206): 436–443. (In Russian) https://doi.org/10.34835/issn.2308–1961.2022.4.p436–443

24. Chermit K.D., Tuguz A.R., Petrova T.G., Zabolotnij A.G. Age changes in the harmony of physical development indicators within the segment of ascending 11–19-year ontogenesis, depending on the level of motor activity. Sovremennye voprosy biomeditsiny (Modern Issues of Biomedicine). 2022; 6 (2). (In Russian) https://doi.org/10.51871/25880500_2022_06_02_16

25. Turusheva A.V., Gora D.A., Rasmagina I.A. et al. The evaluation of the physical characteristics of young football players. Rossiiskii semeinyi vrach (Russian Family Doctor). 2018; 22 (1): 23–31. (in Russian) https://doi.org/10.17816/ RFD2018123–31

Сниженный уровень двигательной активности (ДА) является одним из основных факторов риска состоянию здоровья детей и подростков. Проблема гипокинезии носит глобальный характер: в среднем 81,0% детей и подростков 11–17 лет, проживающих в странах с различным экономическим уровнем развития, физически недостаточно активны [1, 2]. Недостаточный уровень специально организованной физической деятельности напрямую зависит от образа жизни современных подростков, который характеризуется увеличением общей учебной нагрузки и продолжительности учебного процесса, значительным превышением норм на просмотр телевизионных программ и использования интернета, снижением продолжительности сна [3–8]. В настоящее время, согласно официальным отчетам, в нашей стране значительно улучшены условия для проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях: так, спортивная зона на своей территории оборудована уже у 88% школ [9]. За последние 10 лет вырос и общий объем двигательной активности школьников (на 25%, до 358,5 мин/нед), что явилось следствием введения 3-го урока физкультуры. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, состояние здоровья школьников в течение последних лет характеризуется стабильно высокими значениями хронической заболеваемости, в ранговой структуре которых наиболее выражены «школьно-зависимые», в том числе болезни костно-мышечной системы (32,9%) [10]. Актуальной остается и распространенность отклонений массы тела: так, ожирение зафиксировано у 18,6% мальчиков 11 и 15 лет при анализе антропометрических данных из 11 регионов РФ [11], у каждого четвертого обучающегося в Санкт-Петербурге также выявлены отклонения от референтных значений массы тела: удельный вес школьников с нормальной массой тела составил только 74,4% [9]. При этом для режима дня 16–18-летних детей — учащихся 10–11-х классов — характерна интенсивная учебная нагрузка, связанная с подготовкой к сдаче ЕГЭ, вступительным испытаниям в средние и высшие учебные заведения, сказывающаяся на остальных компонентах режима дня [12–15]. Исследования, в которых дается оценка физического развития и ДА детей школьного возраста, проводятся достаточно активно, и в основном они посвящены сравнению показателей физразвития школьников с обычным уровнем физической активности либо с профессиональными детьми-спортсменами, либо со школьниками, посещающими дополнительно спортивные секции [16–19]. Сравнение показателей ФР детей, имеющих три разных уровня физической нагрузки (обычный уровень ДА, дополнительный, профессиональный), немногочисленны, что и определило актуальность исследования.

Для Цитирования:
Земляной Дмитрий Алексеевич, Жугель Илья Михайлович, Потапова Елена Александровна, Завьялова Анна Никитична, Александрович Ирина Валерьевна, Гризон Алина Дмитриевна, Хоружая Виктория Андреевна, Физическое развитие подростков с различным уровнем двигательной активности. Санитарный врач. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: