Сниженный уровень двигательной активности (ДА) является одним из основных факторов риска состоянию здоровья детей и подростков. Проблема гипокинезии носит глобальный характер: в среднем 81,0% детей и подростков 11–17 лет, проживающих в странах с различным экономическим уровнем развития, физически недостаточно активны [1, 2]. Недостаточный уровень специально организованной физической деятельности напрямую зависит от образа жизни современных подростков, который характеризуется увеличением общей учебной нагрузки и продолжительности учебного процесса, значительным превышением норм на просмотр телевизионных программ и использования интернета, снижением продолжительности сна [3–8]. В настоящее время, согласно официальным отчетам, в нашей стране значительно улучшены условия для проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях: так, спортивная зона на своей территории оборудована уже у 88% школ [9]. За последние 10 лет вырос и общий объем двигательной активности школьников (на 25%, до 358,5 мин/нед), что явилось следствием введения 3-го урока физкультуры. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, состояние здоровья школьников в течение последних лет характеризуется стабильно высокими значениями хронической заболеваемости, в ранговой структуре которых наиболее выражены «школьно-зависимые», в том числе болезни костно-мышечной системы (32,9%) [10]. Актуальной остается и распространенность отклонений массы тела: так, ожирение зафиксировано у 18,6% мальчиков 11 и 15 лет при анализе антропометрических данных из 11 регионов РФ [11], у каждого четвертого обучающегося в Санкт-Петербурге также выявлены отклонения от референтных значений массы тела: удельный вес школьников с нормальной массой тела составил только 74,4% [9]. При этом для режима дня 16–18-летних детей — учащихся 10–11-х классов — характерна интенсивная учебная нагрузка, связанная с подготовкой к сдаче ЕГЭ, вступительным испытаниям в средние и высшие учебные заведения, сказывающаяся на остальных компонентах режима дня [12–15]. Исследования, в которых дается оценка физического развития и ДА детей школьного возраста, проводятся достаточно активно, и в основном они посвящены сравнению показателей физразвития школьников с обычным уровнем физической активности либо с профессиональными детьми-спортсменами, либо со школьниками, посещающими дополнительно спортивные секции [16–19]. Сравнение показателей ФР детей, имеющих три разных уровня физической нагрузки (обычный уровень ДА, дополнительный, профессиональный), немногочисленны, что и определило актуальность исследования.