По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2202-04

Физическое развитие и его связь с адаптационным потенциалом организма подростков, обучающихся в разных учебных организациях

Степанов Евгений Георгиевич д-р мед. наук, профессор кафедры «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», 450066, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 145, e-mail: doctorse@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-1917-8998
Шакиров Дамир Фаизович д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: shakirov2411@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-6292-3025
Ялаева Эрма Талгатовна старший преподаватель кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: erma.yalaeva.75@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4474-5840
Мочалкин Павел Александрович канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: marketing@dez-ufa.ru, http://orcid.org/0000-0001-7415-1299
Агафонов Артем Иванович канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: artem.agafonov02@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-4848-1611
Зигитбаев Рамиль Наилевич старший преподаватель кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: interord@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2303-9285
Хусаинов Артур Эдуардович ассистент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: arthtur.khusainov.1994@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-1324-0391
Ахметзянова Адиля Хаздаровна старший преподаватель кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: ahmetzyanova_ax@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9465-6806
Шигапов Артур Харисович научный сотрудник кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: abcemaildefg@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4994-2715

В статье представлены результаты исследования роста и развития подростков 14–17 лет с обучением в гимназии и школе-интернате и студентов 17–19 лет, а также гигиеническая оценка и сопоставление показателей физического развития обучающихся и связь с адаптационным потенциалом организма. Изучено состояние физического развития у 447 гимназистов, 505 школьников и 144 студентов с обозначением критерия адаптации в формализованном виде адаптационного потенциала. Полученные данные констатируют, что у превалирующей части подростков и студентов, обучающихся в образовательных организациях, доминирует гармоничное развитие, креативно генерируемое в физически здоровый организм с удовлетворительной адаптацией. При этом между физическим развитием и адаптационным потенциалом выявлена сильная статистически значимая корреляционно зависимая прямая связь (r = 0,91; р ≤ 0,001).

Литература:

1. Агафонов А. И., Зулькарнаев Т. Р., Поварго Е. А., Степанов Е. Г., Ахметшина Р. А., Хусаинов А. Э. Особенности физического развития школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом. Здоровье населения и среда обитания. 2020; 3: 4–9.

2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99 (4): 698–705.

3. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 6: 58–62.

4. Бююль А., П. Цефель. SPSS: искусство обработки информации. СПб.: ДиаСофт; 2005.

5. Зайцева Н. В., Устинова О. Ю. Риск — ассоциированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 20–5.

6. Зайцева Н. В., Землянова М. А., Кирьянова Д. А. Оценка адаптационно — приспособительных реакций у детей в условиях хронического воздействия химических факторов среды обитания. Экология человека. 2005; 9: 29–31.

7. Иоффе Л. А. Особенности полового созревания городских и сельских девочек — подростков. Гигиена и санитария. 2003; 1: 53–54.

8. Костюченкова Е. А. Особенности физического развития детей на современном этапе. Вестник Смоленской медицинской академии. 2011; 3: 1–9.

9. Кучма В. Р. Научно — технологическое развитие популяционной персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 2: 4–10.

10. Лозинский А. С., Сетко Н. П., Булычева Е. В. Особенности формирования биологической и социально — психологической адаптации у современных гимназистов при различных программах обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 208 (7): 14–18.

11. Сетко Н. П., Квашенникова Е. А., Ивженко Е. В. Особенности формирования адаптационных возможностей организма воспитанников интернатных учреждений. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2019; 11 (27): 917–919.

12. Соломай Т. В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

13. Чекалова Н. Г., Ю. Р. Силкин Ю. Р., Матвеева Н. А. Особенности функциональных резервов организма школьников в динамике обучения. Медицинский альманах. 2016; 45 (5): 232–234.

14. Ямпольская Ю. А. Скрининг — оценка адаптационного потенциала растущего организма: «уровни здоровья». Проблемы современной антропологии». М.: Высшая школа; 2004: 109–5.

15. Ялаева Э. Т., Е. Г. Степанов, П.А. Мочалкин, Г.Л. Матузов. Факторы, влияющие на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе. Санитарный врач. 2021; 5: 74–81.

16. Сырцова М. А., Соломай Т. В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016;8:38–42

1. Agafonov A. I., Zul’karnaev T. R., Povargo E. A., Stepanov E. G., Ahmetshina R. A., Husainov A.Je. Features of the physical development in the school and university students doing physical education and sport. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (The health of population and environment). 2020; 3: 4–9. (in Russian)

2. Baranov A. A., Al’bickij V.Ju. The state of health of the Russian children, the priority of its preservation and improvement. Kazanskij medicinskij zhurnal (Kazan medical journal). 2018; 99 (4): 698–705. (in Russian)

3. Baranov A. A., Kuchma V. R., Suhareva L. M., Rapoport I. K. Importance of the children’s health in securing their balanced development. Gigiena i sanitarija (Hygiene and Sanitation). 2015; 6: 58–62. (in Russian)

4. Bühl A., Zöfel P. SPSS: introduction to modern data analysis. St. Petersburg: DiaSoft; 2005. (in Russian)

5. Zajceva N.V., Ustinova O.Ju. Risk — associated health disorders in children and adolescents: assessment, prevention, correction. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja (Problems of school and university medicine and health). 2016; 1: 20–25. (in Russian)

6. Zajceva N.V., Zemljanova M. A., Kir’janova D. A. Assessment of adaptive reactions of the children affected by long — term chemical attributes of the environment. Jekologija cheloveka (Human Ecology). 2005; 9: 29–31. (in Russian)

7. Ioffe L. A. Features of puberty in adolescent girls living in cities and rural areas. Gigiena i sanitarija (Hygiene and Sanitation). 2003; 1: 53–54. (in Russian)

8. Kostjuchenkova E. A. Features of the children’s physical development today. Vestnik Smolenskoj medicinskoj akademi (Bulletin of the Smolensk State Medical Academy). 2011; 3: 1–9. (in Russian)

9. Kuchma V. R. Scientific and technological development of school medicine and population personalized hygiene of children and adolescents. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja (Problems of school and university medicine and health) 2017; 2: 4–10. (in Russian)

10. Lozinskij A. S., Setko N. P., Bulycheva E.V. Features of the formation of biological and socio — psychological adaptation in modern gymnasium students studying various educational programs. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (Public Health and Life Environment). 2010; 208 (7): 14–18. (in Russian)

11. Setko N. P., Kvashennikova E. A., Ivzhenko E.V. Features of developing of the adaptive skills among boarding school students. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk (Bulletin of Samara scientific center of the Russian Academy of Science). 2019; 11 (27): 917–919. (in Russian)

12. Solomaj T.V. Assessment of the factors affecting health in the framework of risk management. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2012; 10: 69–72. (in Russian)

13. Chekalova N. G., Silkin Ju. R., Matveeva N. A. Features of the functional backup resources of school students throughout the educational process. Medicinskij al’manah (Medical Almanac). 2016; 45 (5): 232–234. (in Russian)

14. Jampol’skaja Ju. A. Screening — assessment of the adaptive capacity of a growing organism: «health levels». Problems of Modern Anthropology. Moscow: Vysshaja Shkola. 2004. (in Russian)

15. Jalaeva Je.T., Stepanov E.G., Mochalkin P.A., Matuzov G.L. Factors influencing the physical development in children and adolescents at the present stage. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2021; 5: 74–82. (in Russian)

16. Syrcova M. A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

Одной из приоритетных гигиенических проблем современного общества и стратегической задачей государственной политики является сохранение физического развития у подрастающего поколения [2] и поддержание его в совершенно здоровом и гармоничном состоянии [3]. Высокий антропологический статус детско-подростковой популяции с достаточным адаптивным резервом [6] есть залог не только успешного обучения, но и предстоящей трудовой деятельности и социального благополучия как будущих специалистов [9]. Однако немаловажной особенностью последнего десятилетия стало стремительное снижение показателей физического развития [8], нарастание числа подростков с дисгармоничным физическим состоянием [5], что чревато не только снижением функциональных резервов организма [13], но и отставанием темпов полового созревания [7] и нарастанием риска соматических заболеваний [12].

Между тем происходящее реформирование образовательной парадигмы на протяжении последних лет в стране привело к появлению новых типов инновационных технологий, где особое место принадлежит интернатам с множеством факторов, под воздействием которых подростки пребывают в течение всего периода обучения [11]. В зависимости от индивидуального резерва адаптации организма зависит способность подростков переносить учебные нагрузки и иные негативные воздействия факторов жизнедеятельности, формирующих биологический и психосоциальный статус [10].

Цель исследования — провести гигиеническую оценку показателей физического развития подростков, обучающихся в разных типах учебных заведений, и определить связь с адаптационным потенциалом организма.

Для выполнения поставленной цели под наблюдение были взяты три группы подростков:

• 447 чел. — юноши и девушки в возрасте 14–17 лет, обучающиеся в Башкирской республиканской гимназии-интернате № 1 (БРГИ);

• 505 воспитанников (юноши и девушки того же возраста) Республиканской школы-интерната спортивного профиля (РШИСП);

• 144 студента в возрасте 17–19 лет, отобранные из исходного списка школьников-спортсменов, из которых 21 обучалось в ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», 44 — ФГБОУ ВО «УралГУФК», 28 — ФГБОУ ВО «БГМУ», 33 — ФГБОУ ВО «УралГУФК» (Челябинск), 18 — ФГБОУ ВО НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

Для Цитирования:
Степанов Евгений Георгиевич, Шакиров Дамир Фаизович, Ялаева Эрма Талгатовна, Мочалкин Павел Александрович, Агафонов Артем Иванович, Зигитбаев Рамиль Наилевич, Хусаинов Артур Эдуардович, Ахметзянова Адиля Хаздаровна, Шигапов Артур Харисович, Физическое развитие и его связь с адаптационным потенциалом организма подростков, обучающихся в разных учебных организациях. Санитарный врач. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: