Одной из приоритетных гигиенических проблем современного общества и стратегической задачей государственной политики является сохранение физического развития у подрастающего поколения [2] и поддержание его в совершенно здоровом и гармоничном состоянии [3]. Высокий антропологический статус детско-подростковой популяции с достаточным адаптивным резервом [6] есть залог не только успешного обучения, но и предстоящей трудовой деятельности и социального благополучия как будущих специалистов [9]. Однако немаловажной особенностью последнего десятилетия стало стремительное снижение показателей физического развития [8], нарастание числа подростков с дисгармоничным физическим состоянием [5], что чревато не только снижением функциональных резервов организма [13], но и отставанием темпов полового созревания [7] и нарастанием риска соматических заболеваний [12].
Между тем происходящее реформирование образовательной парадигмы на протяжении последних лет в стране привело к появлению новых типов инновационных технологий, где особое место принадлежит интернатам с множеством факторов, под воздействием которых подростки пребывают в течение всего периода обучения [11]. В зависимости от индивидуального резерва адаптации организма зависит способность подростков переносить учебные нагрузки и иные негативные воздействия факторов жизнедеятельности, формирующих биологический и психосоциальный статус [10].
Цель исследования — провести гигиеническую оценку показателей физического развития подростков, обучающихся в разных типах учебных заведений, и определить связь с адаптационным потенциалом организма.
Для выполнения поставленной цели под наблюдение были взяты три группы подростков:
• 447 чел. — юноши и девушки в возрасте 14–17 лет, обучающиеся в Башкирской республиканской гимназии-интернате № 1 (БРГИ);
• 505 воспитанников (юноши и девушки того же возраста) Республиканской школы-интерната спортивного профиля (РШИСП);
• 144 студента в возрасте 17–19 лет, отобранные из исходного списка школьников-спортсменов, из которых 21 обучалось в ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», 44 — ФГБОУ ВО «УралГУФК», 28 — ФГБОУ ВО «БГМУ», 33 — ФГБОУ ВО «УралГУФК» (Челябинск), 18 — ФГБОУ ВО НГУ им. П.Ф. Лесгафта.