Дата поступления рукописи в редакцию: 15.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 18.12.2024
В настоящее время одной из актуальных проблем является поиск социально значимых явлений, способных сплотить общество, позитивно повлиять на общественную деятельность, развить общие и профессионально-направленные психические и физические качества как обучающихся, так и взрослых сформировавшихся людей. Под социальными явлениями в основном принято понимать результаты деятельности отдельного человека, а также все стороны общественных отношений и взаимодействия людей в историческом и современном контексте. Исторический подход позволяет рассматривать причинно-следственные связи и отношения между характерными общественными процессами, при этом современный подход делает акцент, прежде всего, на констатацию происходящего в обществе в данный временной период, с попытками анализа и проведения параллелей с уже бывшими некогда явлениями — зачастую ошибочными. Можно классифицировать ряд общественных явлений по различным основаниям: процессы (кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, соединение и пр.); институты (религиозные, образовательные и пр.); группы (трудовые коллективы, фанаты, субкультуры и пр.); отношения между социальными группами (классовые, правовые, экономические, межличностные, официальные и пр.); ценности (морально-нравственные нормы, условия жизни, категория красоты и пр.); потребности, интересы, состояния (доминирование, энтузиазм, апатия и пр.); коллективное сознание (преобладающие процессы, мнение и пр.)[3]. Для нашего исследования особый интерес представляет значение физической культуры, как части общей культуры и спорта как особой сферы деятельности человека и межличностных отношений для развития общества в целом.
История физической культуры и спорта демонстрирует, что их становление неразрывно связано с прогрессом в разных областях общественной жизни. При этом физическая культура оказывает огромное влияние на укрепление этих сфер: она становится ключевым условием для повышения производительности труда и роста экономики, а также для гармоничного развития личности.